Изменения, происходящие в мире, вызвали необходимость разработки новых подходов в системе обучения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению.
Содержание образования не сильно меняется,существенно изменяется роль учителя,которому необходимо выстраивать процесс обучения не только как систему усвоения знаний, умений и навыков но и как процесс развития личности. Учитель должен не только понимать чему и как учить,но и организовывать процесс таким образом,чтобы дети задавались такимвопросом «Чему мне нужно научиться?» Обучение должно быть построено как процесс « открытия» каждым обучающимся конкретного знания. Из пассивного слушателя ученик должен стать самостоятельнымкритически мыслящей личностью.
Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать ,но и научить ученика мыслить, привить навыки практических действий. По моему мнению этому могут способствовать активные формы и методы обучения. Акивные методы обучения –это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.
Начало урока очень важно тем, с каким настроением и настроем ребенок начинает урок. От этого зависит и его работа, и его успех. Поэтому каждый урок стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя.
Метод «Комплименты». Целью этого метода является выяснение настроения, психологическое состояние учащихся, улучшение его, создание ситуации успеха.
Целеполагание на современном уроке является одним из самых основных этапов, поэтому очень важно сделать его интересным. Этап «Ожидания и опасения», который проводится после фазы «Вхождения в тему» важен тем, что учитель наглядно видит, чего опасаются ученики, чего они ждут от урока. Возвращаясь в конце урока к АМО, учащиеся подводят итог своей работы, убирают те опасения, которые не оправдались, выделяют то, что из их ожиданий сбылось. Такая работа дает ученику уверенность в своих силах и умении, мотивирует на дальнейшую работу. Это важный момент и для учителя. Согласно подведенному итогу урока, учитель отмечает, с какими трудностями ушли дети с урока, как построить работу по их преодолению, что понравилось и получилось. Поэтому часто к использованным АМО на этапе «Ожидания и опасения» мы возвращаемся в конце урока для проведения этапа «Рефлексия».
На уроках казахского языка использую метод «Ассоциаций» он позволяет задействовать образное мышление ,память. Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю.
Самыми познавательными методами на этапе урока считаю «Кластер».(«Кластер» в переводе означает паучок, созвездие).Эти методыприсутствуют на уроках при объяснении , закреплении, обобщении знаний,
самостоятельной работе.
Для завершения урока можно использовать активные методы, которые использовали на этапе «Ожидания и опасения». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Метод «Лесенка успеха» Учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение.
Это позволяют мне лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы и дальнейшим использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Обучающимся данный метод позволит четко определиться со своими образовательными целями,озвучить свои ожидания и опасения,с тем,чтобы
я могла их знать и учитывать в образовательном процессе.
К активным методам обучения можно отнести использование игр и игровых ситуаций, введение проблемной ситуаций в урок,использование ИКТ и другие. Если не использовать игровые действия в учебной деятельности младших школьников, то закрепелние учебного материала происходит менее эффективно.
Игра «Опиши картинку». Преподаватель раздает рисунки для игры. Задача учащихся – описать картинку. Учащиеся играют в командах или в парах
Цель: использование новой лексики в речи под контролем преподавателя.
Ролевая игра «В супермаркете». Ппреподаватель заготавливает «товар для продажи» в виде карточек с надписями. Задача учащихся – разыграть диалоги от лица покупателя и продавца, используя лексику на карточках. Игровые методы часто очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Игровые методы могут быть использованы на каждом уроке казахского языка в начальной школе, главное, чтобы они соответствовали целям и задачам обучения.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса,но и как в любой
методике есть особенности. А применять ее или нет,это уже дело учителя и его творчества.
Принципы активного обучения по обновленному содержанию образования на уроках казахского языка
Полная версия материала