Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

«Активные методы и приёмы обучения на уроках русского языка и литературы»

Аубакирова Бадига Камельевна

Учитель русского языка и литературы

Республика Казахстан, Павлодарская область, г. Экибастуз, 

КГУ «Средняя общеобразовательная школа№33 отдела образования акимата города Экибастуза»

В условиях перехода школ на обучение в рамках обновления содержания  среднего образования РК перед учителем – предметником ставятся задачи формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных учебных действий, позволяющих обучающимся действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Перед педагогом ставится задача абсолютно нового подхода к организации обучения, где широко применяются активные и интерактивные методы обучения,   способствующие повышению интеллектуальной активности обучающихся, развитию аналитических способностей, формированию  ответственного отношения к собственным поступкам, развитию навыков целеполагания и планирования, формированию и развитию эмоциональных контактов в коллективе. Преподаватель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы обучающиеся задавались вопросами: «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?». Обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым подростком конкретного знания. Из пассивного слушателя ребенок должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность. Сегодня важно обеспечить общекультурное, личностное и познавательное развитие.

Главная задача каждого учителя – не только дать обучающимся определённую сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить учиться. 

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Для каждого этапа урока использую свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. 

Динамично помогают начать урок такие методы, как

- "Галерея портретов"

- "Улыбнемся друг другу"

Такая работа позволяет создать благоприятный настрой. 

Очень важным для преподавателя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как:

- "Дерево ожиданий"

- "Фруктовый сад"

- "Ковер идей"

- "Осенний сад"

Эта работа позволяет понять каждого обучающегося, а полученный материал в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода в работе. Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагог мог их знать и учитывать в образовательном процессе.

Методы заключаются в следующем. Обучающимся предлагаются заранее вырезанные из бумаги яблоки, лимоны, разноцветные листы, таблица и т.д. для определения ожидания ( что хотел бы получить от урока, обучения в целом и чего опасается). Ребенок записывает и прикрепляет на определенную «поляну», «дерево» и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги. 

Методы и приемы на уроках:

Ролевые игры

Например, тема урок: «Язык и человек. Язык и речь. Речь устная и письменная». Ролевая игра «Вы пришли в библиотеку (магазин…)».Охарактеризуйте условия общения: С кем будете говорить? Зачем вы пришли? О чем будете говорить? На каком языке? Какое общение будет в этой ситуации?

Или

Тема: «Виды предложений» 

Проведем лингвистический эксперимент. Как вы произнесете фразу ВАШ БИЛЕТ в предложенных речевых ситуациях?

А) Кто-то уронил билет, вы его подобрали и ищите владельца. Вы должны обратиться к окружающим.

Б) Вы контролер. Ваша цель-проверить наличие проездных билетов у пассажиров автобуса. Вы поочередно обращаетесь к каждому, требуя показать билет.

В) Поезд прибывает в пункт конечного назначения. Проводник вагона раздает пассажирам билеты. Он вручает билеты поочередно пассажирам.

Рубрика «Любознательным». В ней необычные, удивительные сведения о родном языке, о его истории, о происхождении многих слов и выражений, а также информация о науке, изучающей язык.

Например, о происхождении слова копейка (родственное слову копье).

« Многие слова, обозначающие привычные обыденные понятия, имеют любопытную историю, связанную с их происхождением. Например, название монеты КОПЕЙКА, оказывается, произошло от слова КОПЬЁ: в старину на этой монете был изображен всадник с копьем. Существительное РУБЛЬ исторически связано с глаголом РУБИТЬ, в Древней Руси при размене крупных серебряных или золотых слитков (брусков) их рубили на части. Это требовалось в том случае, если вещь стоила меньше, чем брусок.

Словесные игры

Кроссворды, ребусы, обычные загадки тренируют ум, развивают языковую догадку, помогают лучше понять законы родного языка. Игра со словами – это не только развлечение, но и серьезная работа.

Игра «Волшебная лесенка». Попробуйте спуститься вниз по лесенке, заполняя каждую ступеньку именем существительным. При выполнении этого задания можете пользоваться орфографическим или толковым словарем.

Индивидуальные сообщения. Например,«История создания повести Карамзина «Бедная Лиза», «Слово о полку Игореве» и др. Этот вид работы позволяет активизировать работу с дополнительными источниками информации.

Работа в группах.

Например, тема : Сюжет и композиция комедии Грибоедова «Горе от ума»

В комедии 4 действия – 4 группы.

Затем выслушиваем членов группы, делаем общий вывод. Проговариваем устно, затем записываем в тетрадь.

Этот нехитрый прием работы с текстом позволяет активизировать деятельность обучающихся. Не секрет, что некоторые дети не берут в руки изучаемые произведения, читают их в кратком изложении, а то и вовсе не читают. При работе в группах обучающиеся вынуждены обратиться к тексту хотя бы на уроке.

Работа с текстом на уроках. Например, составьте речевую характеристику (словарь афоризмов) персонажа . У кого из героев характеристика получилась более яркой и выразительной? Фамусов о себе, Софья о Фамусове, другие персонажи о нем. Дети просматривают весь текст, выискивают нужные реплики, то есть организуется активная работа с текстом на уроке.

Выводы самостоятельно формулируют и записывают в тетрадь.

Творческие задания.

Подтвердите или опровергните ту или иную точку зрения? В учебнике дается много различных критических высказываний. Сравнить их, согласиться или не согласиться, доказать свою точку зрения обучающимся предлагается в письменной работе.

Проблемные вопросы. «Кто убит на дуэли: «поэт, задумчивый мечтатель» или будущий помещик? (по образу Владимира Ленского в романе Пушкина «Евгений Онегин»).

Или Роман «Обломов». «Золотое сердце» или «русская лень»?

Сравнительная характеристика героев, литературных направлений и др.

Можно дать в виде таблицы с вопросами.

Татьяна и Ольга Ларины, Чацкий и Молчалин. Обломов иШтольц, Онегин и Ленский.

Предмет сравнения

Татьяна

Ольга

Портрет

Поведение

Отношения с окружающими

Отношение к любви

Отношение к народной культуре

Авторское отношение к героиням

После любой таблицы обязателен вывод.

Конкурс презентаций. Обучающиеся в дополнительных источниках (Интернет, словари, энциклопедии…) разыскивают нужную информацию. Темы обычно биографические.

Ключевые слова При изучении сложных теоретических понятий подчеркиваем в определении ключевые слова. Это прием позволяет не просто списать определение или записать под диктовку, но и осознать написанное, вдумчиво прочитать, чтобы выделить главное, существенное.

Нестандартные уроки. Урок-суд, урок-экскурсия в литературный музей, урок-литературный салон по творчеству поэта, писателя,урок-путешествие ( в Обломовку).В среднем звене- урок инсценированной сказки, урок-КВН, викторина ( по творчеству Пушкина, Лермонтова)

Литературная викторина по творчеству А.С.Пушкина.

1.Какое стихотворение первым появилось в печати? Где оно было опубликовано? Сколько лет было автору?

2. Какое стихотворение было написано поэтом для чтения на публичном экзамене 8 января 1815 года при переходе с младшего трехлетнего курса лицея на старший?

3. Когда и в связи с чем В.Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью «Победителю-ученику от побежденного учителя?»

4. Кто из русских литераторов так же, как и Пушкин, служил в Коллегии иностранных дел?

5. К какому произведению эпиграфом была взята пословица: «Береги честь смолоду»?

6. Назовите шесть произведений Пушкина, в которых имя главной героини – Мария.

7.Какие герои каких пушкинских произведений Мария и Владимир?

8.В каких произведениях изображен Петр I ?

9. Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье…»? Кто написал музыку к нему?

Что вы знаете о романе «Евгений Онегин»?

10.В каком году родился Онегин?

11.Каким было отчество Татьяны Лариной?

Кто из героев романа:

12.«острижен по последней моде, как денди лондонский одет»

13.«дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива»

14.«всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела»

15.«красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт»

16.«капусту садит, как Гораций, разводит уток и гусей и учит азбуке детей»

Из каких стихотворений эти строки:

17.«Глаголом жги сердца людей»

18.«Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!»

19.«Служенье муз не терпит суеты»

20.«Да здравствует солнце, да скроется тьма»

21.«Здравствуй, племя молодое, незнакомое»

22.Кто из героев пушкинских произведений насвистывал «Гром победы раздавайся»?

23. Кто из героев делал змея из географической карты?

24.Кто из героев перед венчанием заблудился в поле?

25. Кто не мог отличить ямба от хорея?

26.Какие кинофильмы сняты по произведениям А.Пушкина и о нем самом?

27. Кем написаны наиболее известные прижизненные портреты А.Пушкина?

28. Перечислите основные темы в творчестве Пушкина.

29. Где похоронен поэт?

30.Назовите имя жены поэта? Сколько ей было лет, когда они поженились?

"Лошадь и жокей".Группа делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Этот прием применим даже на уроках изучения нового материала. Минус – необходимость всему коллективу одновременно ходить по кабинету, это требует определённой сформированности культуры поведения.

«Парный выход».Учитель вызывает к доске обучающегося. Тот подбирает себе пару, а затем записывает по памяти любое словарное слово, обозначающее предмет. Его товарищ находит подходящее к этому слову название действия и записывает рядом. Эту работу можно проводить и в парах. 

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока использую методы 

«Ульи» - обсуждение в группах.

«Кластер» (может быть использован на разных этапах урока). Смысл этого метода заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме и дополнить новыми.

«Инфо-угадайка». Преподаватель дает  ряд вопросов для работы в группах. (Догадайтесь о теме урока. На доске слова: 1 столбик-мышь, дочь, ложь; 2 столбик – шалаш, грач, малыш). Выберите из карточек №1 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Выберите из карточек №2 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Сравните слова каждого столбика. Выберите из карточек №3 нужную и прикрепите на доску, проверяем вместе. Итог, на доске появляется группа карточек сущ, без Ь, с Ь, жен.род и муж.род.. Формулируем тему.

«Мозговой штурм». На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов, преподаватель дает ответы на них. 

 «Творческая мастерская». Применяется на обобщающих уроках литературы. К уроку обучающиеся готовят иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. Научиться дружно, работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов - главная цель этого урока.

Также на этом этапе хорошо использовать метод "Синквейн".  Метод уже довольно «избитый», но является одним из любимых у детей. Хорошо использовать на уроках русского языка при изучении словарных слов.

Завершить урок, можно, применив такие методы «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг».

«Ромашка». Ребята записывают ответ главного вопроса уроке на «лепестки» ромашки и прикрепляют к «цветку» на доске.

«Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» одногруппникам, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали ее. 

На этапе рефлексии можно применить следующие методы: 

«Комплимент» (оценивается активность и качество работы) Обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и преподавателя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.

Активные методы обучения помогают развивать мотивацию к обучению, учиться самостоятельно добывать знания, повышают интерес к предмету, позволяют активизировать процесс развития коммуникативных навыков.

Список литературы

1. Аксенова Л.А. Развитие творческих способностей детей. – Литература в школе, № 7,2006.

2. Активные формы преподавания литературы. Составитель Р.И. Альбеткова –М., Просвещение, 1991.

3. Бондаревская Е.В. Личностно –ориентированный подход как технология модернизации образования. – Методист, 2003, № 2.

4. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе. – Литература в школе, 1996, № 5.

5. Букатов В.М. Я иду на урок: хрестоматия игровых приемов обучения. – М., «Первое сентября», 2001.

6. Ващенко А.А. Дифференцированный подход к учащимся. – Русский язык в школе, 1991, № 3.

7. Звездина А.Я. Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе. – Мастер – класс, № 10, 2006.

8. Ипполитова Н.А. Текст в системе изучения русского языка в школе. – М., 1992.

9. Коротаева Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности. – Русский язык в школе и дома, 2003, № 1.

10. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. – Москва, «Педагогический поиск», 2002.

11. Нетрадиционные формы организации учебных занятий. Составитель Беляева Н.В. – Калинин, 1980.

12. Ничкова Т.А. Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка. 

Презентация,2012.nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/aktivnye_formy_priemy_metody.pptx


Топ портфолио преподавателей
Войти через: