При существующих в современном мире явлениях, связанных с угрозой возникновения военных конфликтов, поневоле задумываешься: «Смогут ли в случае внезапного военного конфликта защитить свою страну и свой народ сегодняшние парни. Насколько прочно в нашей молодёжи заложены созидательная сила патриотизма, источники нравственной силы, которые так необходимы в трудный час».
Каждое поколение по-своему проходит школу патриотизма. Но во все времена патриотом считали лишь того, в ком такие качества как сила, доброта, честность, верность, храбрость и трудолюбие направлены на любовь к Родине, готовность посвятить свою жизнь служению ей, защите её завоеваний.
И здесь в воспитании молодого поколения огромное значение имеет военно-патриотическое воспитание (ВПВ) учащейся молодёжи. Военно-патриотическое воспитание учащейся молодёжи в школах и средних специальных учебных заведениях одна из важнейших задач деятельности государства.
В основе военно-патриотического воспитания учащейся молодежи, прежде всего формирование высоких морально-нравственных качеств, патриотизма, преданности Родине и готовности к её защите. Важное место занимает пропаганда исторического прошлого, героического наследия и боевых традиций Вооружённых Сил, трудового и ратного подвига народа по укреплению обороноспособности государства и его защиты, воспитание молодёжи на опыте передовых воинских коллективов, военнослужащих – «земляков», проходящих службу в ВС РК и уволенных в запас, целенаправленная работа по формированию у допризывной молодежи здорового образа жизни, активного участия в спортивно-массовых мероприятиях и занятия военно-прикладными видами спорта.
Необходимо уже со школьной скамьи прививать чувства патриотизма, осознания священного долга быть верным защитником Родины.
Однако в этой работе встречаются трудности и проблемы. Прежде всего, это инертность и непонимание важности военно-патриотического воспитания со стороны отдельных руководителей и чиновников, а в некоторых случаях и военных, которые стараются уйти от данных проблем, ссылаясь на занятость и отсутствие финансирования. Хотя с финансами дело обстоит всё не просто.
Необходимо, чтобы руководители всех структур и уровней поняли, что время «кустарщины» прошло, военно-патриотическое воспитание должно вестись не по принципу «кто может», а по единой государственной системе.
Воспитание будущего защитника Родины есть, прежде всего, организация образа жизни молодёжи, наполненного патриотическими устремлениями, чего нельзя добиться без координации действий всех воспитательных учреждений.
Многие родители, ответственные за проведение военно-патриотического воспитания, формально относятся к этой работе. Это хорошо видно на примере занятий по начальной военной подготовке, которые являются важнейшей формой военно-патриотического воспитания в средних учебных заведениях. К сожалению, годы, когда была отменена начальная военная подготовка, и этот вопрос находился в загоне, не прошли даром.
Анализ состояния начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания молодёжи в учебных заведениях показывает, что юноши допризывного и призывного возраста недостаточно получают необходимые знания и навыки военного дела на занятиях по НВП. Одной из причин этого является низкий уровень преподавания НВП из-за нехватки квалифицированных кадров. По данным Департамента по делам обороны Западно-Казахстанской области из 60 преподавателей-организаторов НВП:
- офицеров – 42
- прапорщиков – 3
- сержанты, солдаты – 15
Из них:
офицеры
- с высшим военным образованием – 12
- со средним военным образованием – 1
- с высшим педагогическим образованием – 21
прапорщики, сержанты, солдаты
- с высшим педагогическим образованием – 17
ИТОГО: преподаватели-организаторы НВП с высшим образованием составляют 97% от общего числа преподавателей.
Недостаточно взаимодействие отделов образования с Департаментами по делам обороны, в результате чего последние не оказывают учебным заведениям реальную помощь в обеспечении учебным оружием, обновленными учебными пособиями, отсутствует единая форма одежды. Учащиеся приобретают военную форму за свой счет. Это все происходит из-за того, что местные органы власти слабо вникают в работу отделов по делам обороны, отделов образования по проведению начальной военной подготовки в школах и других учебных заведениях.
Состояние этой работы не выносится на обсуждение на заседания Акима города и области, что является первой причиной слабой материально-технической базы учебных заведений, отсутствия стрелкового оружия, наглядных пособий и плакатов.
В результате вышеизложенного можно сделать вывод: организационная сторона начальной военной подготовки и военно-патриотического воспитания – как вневойсковой подготовки молодёжи к службе в армии не отвечает предъявляемым требованиям.
В ряды Вооружённых Сил призываются совершенно неподготовленные, порой физически и морально слабые юноши. Не уменьшается количество призывников, не являющихся в отделы по делам обороны по причине нежелания служить.
Как мы видим, проблемы есть, и решать их нужно уже сейчас. Каковы же пути решения проблем военно-патриотического воспитания и дальнейшего его совершенствования?
При всём многообразии форм и методов военно-патриотического воспитания эффективность проводимой работы низкая. Причины следующие: некоторые формы методы устарели и не соответствуют требованиям сегодняшнего дня, на проведение других необходимы финансы, которых как всегда нет.
Учитывая реалии сегодняшнего дня, широко могут быть использованы следующие формы военно-патриотического воспитания:
- Проведение ежегодных военно-спортивных игр (соревнований) среди учащихся 10-11 классов города и области. В программу соревнований можно включить огневую., строевую и физическую подготовку, выполнение нормативов по гражданской обороне. Для судейства могут привлекаться военнослужащие воинских частей и отделов по делам обороны.
- Проведение фестиваля военно-патриотической песни. Проводить его можно, как в масштабе школы, так и города. В организации и проведении фестиваля должны принять участие отдел образования, отдел молодёжной политики акимата, отдел по делам обороны. Необходимо также привлекать для содействия общественные объединения, молодёжные организации и др.
- Проведение смотра-конкурса строевой песни.
Следующие предлагаемые формы военно-патриотического воспитания исходят из результатов анкетирования поведённого среди учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ города. В анкетировании приняли участие 252 ученика. Итоги таковы:
- хотят совершить экскурсию в воинскую часть – 95% учащихся;
- желают заниматься военно-прикладными видами спорта – 75% учащихся;
- выразили желание заниматься в военно-патриотических кружках – 62% учащихся;
Поэтому повысить эффективность военно-патриотического воспитания можно, создавая военно-патриотические кружки, открывая секции по военно-прикладным видам спорта, организовывая экскурсии в воинские части.
Значительно повысить качество военно-патриотической работы в учебных заведениях поможет создание в них структур по образцу армейской структуры по работе с молодёжью.
ЦМИ – центр молодёжной инициативы
МИГ - молодёжная инициативная группа
ЛМ – лидер молодёжи
Необходимо создавать в учебных заведениях комитеты по военно-патриотической работе с учащимися (комитет ВПР), который бы руководил и направлял деятельность учащихся по военно-патриотической работе. В состав комитета должны входить заместитель директора по воспитательной работе, преподаватель-организатор НВП и учащихся.
Комитет ВПР должен стать организационным ядром в военно-патриотическом воспитании учащихся, в котором будут сосредотачиваться и реализовываться все начинания, инициативы военно-патриотической работы.
Среди учащихся старших классов организуются инициативные группы учащихся, которые будут являться представительными органами учащихся, планирующими и проводящими мероприятия по военно-патриотической работе среди классов.
Во взводах-классах избираются лидеры, которые должны быть основополагающим костяком всей структуры по военно-патриотической работе с учащимися.
Данные органы структуры по военно-патриотической работе с учащимися осуществляют свою деятельность, используя все формы военно-патриотического воспитания, и являются инициаторами, организаторами и исполнителями всех мероприятий.
Что это даёт:
- учащиеся сами выбирают, какое мероприятие провести.
- учащиеся непосредственно участвуют в военно-патриотической работе.
- учащимся прививаются самостоятельность, инициатива и т. д.
Важно понимать, что будущее страны – это молодежь. От того, насколько в них развиты чувство патриотизма, и готовность защитить свою Родину, будет зависеть процветание и безопасность государства.
Участие в военно-патриотическом воспитании должны принять те, кто по долгу служебной деятельности обязан и те, кому не безразлично какой должна быть наша молодёжь. Только так мы добьемся того, чтобы наши юноши были морально и физически подготовлены к службе в армии. И не будет среди призывников тех, кто не желает служить. А целью в службе для них станет не только получение военного билета, но и исполнение своего воинского долга перед Родиной, осознание ответственности за защиту своего народа и государства.
Сатангалиев М.Е
Преподаватель-организатор НВП