Дата: |
|
Класс: |
8 «Б» |
Предмет: |
Русская литература |
Учитель: |
Рау Н.В. |
Тема урока: |
Образ Пугачева в повести. Глава VIII. «Незваный гость» (№40) |
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу): |
8.1.3.1 самостоятельно находить в тексте и выразительно читать наизусть цитаты, фрагменты, отражающие тематику произведения 8.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям. |
Критерии оценивания: |
-находит в тексте цитаты, отражающие тематику произведения и характер персонажа; -формулирует ясное понимание авторского отношения к персонажу. |
Цели урока |
Все учащиеся смогут выписать цитаты, характеризующие внешность Пугачева, охарактеризовать героя по речевым особенностям. Большинство учащихся сможет сделать вывод об авторском отношении к персонажу, выписать примеры пословиц, просторечных слов, слов высокой лексики, характеризовать героя в зависимости от ситуации, в которую он попадает. Некоторые учащиеся смогут сделать вывод об авторском отношении к персонажу. |
Языковые цели Учащиеся смогут: |
Использовать и применять: -слова и термины: честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование, потрет, противоречивый; -фразы-помощники: «Пугачев – это герой, …», «Речь героя…», «Поступки Пугачева- …». |
Привитие ценностей |
Материал и организация урока способствуют привитию учащимся интереса к истории, воспитанию чести и достоинства, уважения к окружающим, учит сотрудничать, добиваться цели. |
Межпредметные связи |
Русский язык, история. |
Предварительные знания |
-знают содержание повести, знакомы с личностью Пугачева как предводителем восстания; -умеют анализировать героя. |
Ход урока |
|||||||||||||||||||||||||||||
1.Начало урока ( 5) |
Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой на урок (2 мин) Я скажу слова «Доброе утро!...» и назову кого-то, кто присутствует в этом кабинете. Те, кого я назову, помашут мне рукой, значит вы меня услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем? Доброе утро, девочки! Доброе утро, мальчики! Доброе утро тем, у кого хорошее настроение! Доброе утро тем, кто будет сегодня стараться на уроке! Доброе утро нашим гостям на уроке! Садитесь, ребята! |
||||||||||||||||||||||||||||
2.Середина урока (5-20) |
2.Постановка цели урока (3 мин) Слайд на доске. Перед вами высказывания С.М. Петрова и В.Б. Броневского. Прочтите их. О ком говорят данные высказывания? Запись числа, темы. Почему о Пугачеве приведены 2 противоречащих друг другу высказываний? О чем это говорит? Прослушивание «Калмыцкой сказки» (1 мин) Проблемный вопрос: Пугачев – народный заступник или жестокий убийца? Цели урока Мы научимся:
3.Проверка домашнего задания – чтение главы 8 «Незваный гость» (5 мин) Тестовые задания. 1.Что случилось с Машей после захвата Пугачевым комендантского дома? А) была спрятана Акулиной Памфиловной. В) была взята в плен пугачевскими сподвижниками С) была убита. Д) смогла уехать из крепости. 2. Что ответил Гринев на просьбу Пугачева «не служить против него»? А) «Так и будет». В) «Как могу тебе в этом обещаться?» С) «В своём ли ты уме?» Д) «Ты великий государь, будь по-твоему». 3.Что сделал Швабрин после захвата крепости Пугачевым? А) застрелился. В) его повесили. С) присягнул Пугачеву. Д) был убит при осаде крепости. 4.Любимая песня Пугачева А) «Капитанская дочь..». В) «Голова моя, головушка, Голова послуживая!» С) «Не шуми, мати зеленая дубровушка». Д) «Вы, молодые ребята, послушайте…». 5. «Так и быть, — сказал он, ударя меня по плечу. — ___________________________». Продолжите фразу: А) «Будь по-твоему». В) «Казнить так казнить, миловать так миловать». С) «Езжай на все 4 стороны». Д) «Теперь уже ничего не исправишь». ФО – самопроверка 5 - «Умница!» 4-3 балла – «Хорошо!» 2-0 – «Плохо! Перечитай главу!» Вопрос классу: Как создается образ героя в литературе? С помощью портрета, речи, поступков, пейзажа, интерьера, оценки героя другими персонажами, художественной детали и т.д. Мы рассмотрим 3 главных способа: портрет, речь и поступки. Работа в группах (10 мин) . Правила работы в группах Знакомство с критериями и дескрипторами. 1 группа. Задание: охарактеризуйте портрет Пугачева и его речь. Сделайте вывод.
Задание для слабоуспевающих: карточка с избранными репликами Пугачева. Карточка с избранными репликами Пугачева. 1.Хозяин вынул из ставца штоф и стакан, подошел к нему и, взглянув ему в лицо: "Эхе. сказал он, - опять ты в нашем краю! Отколе бог принес?" Вожатый мой мигнул значительно и отвечал поговоркою: "В огород летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком - да мимо. Ну, а что ваши?" 2.- Да что наши! - отвечал хозяин, продолжая иносказательный разговор. - Стали было к вечерне звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте. 3."Молчи, дядя, - возразил мой бродяга, - будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузов. А теперь (тут он мигнул опять) заткни топор за спину: лесничий ходит. Ваше благородие! за ваше здоровье!" При сих словах он взял стакан, перекрестился и выпил одним духом. Потом поклонился мне и воротился на полати... 4.- Это, старинушка, уж не твоя печаль, - сказал мой бродяга, - пропью ли я ИЛИ нет. Его благородие мне жалует шубу со своего плеча: его на то барская воля, а твое холопье дело не спорить и слушаться. 5. Бродяга был чрезвычайно доволен моим подарком. Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: "Спасибо, ваше благородие! Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей". 2 группа. Задание: охарактеризуйте героя по его поступкам. Сделайте вывод.
Глава 2: Реакция Пугачева на подарок Гринева? Глава 7: 1.Поведение Пугачева во время расправы над комендантом и его женой. Глава 8. 1. О чем рассказывается в песне, которую поют сподвижники Пугачева? Какое впечатление эта песня произвела на Гринева? 2.Почему помиловал Пугачев Гринева? 3.Что поразило Пугачева в ответе Гринева? Глава 9: Как отреагировал Пугачев на прошение Савельича? Глава 11:Как отреагировал Пугачев на сообщение Гринева, что обижают сироту? |
||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка |
|||||||||||||||||||||||||||||
3.21-35 |
Выступление учащихся (6 мин) Г, ФО – взаимооценивание «Похвальный бутерброд» Подведение итогов. (5 мин) Составление синквейна под просмотр видео «Пугачев». Смогли мы доказать, что Пугачев – противоречивая личность? 1 сущ, 2 прилаг, 3 глагола, 4 – предложение, 5 – синоним. И, ФО – самооценивание «Большой палец» |
||||||||||||||||||||||||||||
5.Конец урока. Рефлексия: |
«Я похвалю себя за..» «Я пожелаю однокласснику..» |
||||||||||||||||||||||||||||
6.Домашнее задание |
На выбор. (2 мин) 1.Эссе «Многоликий Пугачев». 2.Составить кроссворд по повести. 3. Составить 5 «толстых» вопросов по повести. |
||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация Каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание Как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|||||||||||||||||||||||||||
Подбор заданий в соответствии и с уровнями подготовки учащихся. Более способные учащиеся получают дополнительные задания, слабоуспевающие учащиеся получат более легкое задание. |
Наблюдение учителя, взаимопроверка и самопроверка учащихся. |
Инструктаж по ТБ в начале урока. |
|||||||||||||||||||||||||||