Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Визуальная грамотность как основа активизации познавательной деятельности учащихся

Визуальная грамотность как основа активизации познавательной деятельности учащихся

ya_socials
Опубликовано:
Автор: AIMAN202001 055

Вопрос формирования учебных способностей школьников в условиях обновленного содержания образования является одним из наиболее важных и значимых. Способность учащегося воспринимать информацию и обучаться с годами уменьшается, поэтому восполнить допущенные упущения на последующих этапах развития личности будет непросто. Из этого следует, что чем полнее будут реализованы все возможности школьников, тем большего они смогут достичь в своей жизни. Одним из наиболее эффективных методов усвоения информации является визуализации учебного материала. Визуальная грамотность  соответствует всем современным требованиям и является элементом   функциональной грамотности, что актуально на сегодняшний день. [4]

В основе планирования программ по предмету «Математика» применяется принцип спиральной образовательной программы. Джером Брунер в «Процессе образования» полагал, что даже самый сложный материал может быть понятен очень маленьким детям, если он правильно организован и представлен. Брунер выдвинул гипотезу о том, что человеческое познание проходит три этапа: игровой, изобразительный и символический. [4] Эти этапы служат информационной основой спиральной образовательной программы. Творческая группа учителей математики нашей школы ставит целью применять на уроках техники графического отображения учебной информации, способствующие  самостоятельному и качественному усвоению содержания образования. 

Определены следующие задачи деятельности творческой группы:

  • Изучить принципы и функции визуализации.
  • Определить и использовать  результаты апробации  техник визуализации на уроках математики.
  • Составить таблицу соответствия техник визуализации и программного материала по математике.

Что же такое визуализация? Визуализация в широком понимании – это процесс создания образов, а также процесс представления информации в виде изображений, таблиц или схем. 

Способ представления учебного материала в виде изображения основывается на важности восприятия, а также на главной роли образного мышления в процессах познания.  Ученик должен подготовить свое сознание к постоянному потоку информационной нагрузки и к миру, состоящему из графических изображений.

Процесс графического отображения учебного материала представляет собой систему, в которую входят следующие составляющие: 

  • знания по изучаемому предмету;
  • графические способы отображения знаний;
  • графические и технические инструменты передачи числовой или текстовой информации;
  • психологические методы, которые способствуют формированию образного мышления в процессе образовательной деятельности.

Технология визуализации имеет много общего с педагогической концепцией визуальной грамотности. В основе этой концепции лежат положения о важности визуальной интерпретации в жизни человека в момент познания мира и своего предназначения. Также центральное место занимает положение о роли образа в процессах восприятия и осмысления, необходимости подготовки сознания к деятельности в условиях все более «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки. Методологической основой осуществления визуализации служит принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации. Системное квантование происходит из особенностей осуществления мыслительного процесса человека, которые проявляется через различные знаковые системы:языковые, символические, графические.

Различные типы моделей представления знаний в сжатом виде совпадают с особенностью человека мыслить образами. Изучение, понимание и осмысление текста или любой другой информации – все это как раз и есть представление схем в уме, зашифровка материала. При желании или необходимости человек может воссоздать зашифрованный текст, то есть «развернуть» его. [2]

Принцип системного квантования состоит из следующих пунктов:

  • большой объем учебного материала сложно усвоить и запомнить;
  • системно расположенный учебный материал лучше воспринимается;
  • выделение ключевых слов в учебном материале влияет на эффективность восприятия информации.

Принцип познавательной визуализации основан напсихологических закономерностях, с помощью которых улучшается процесс усвоения полученной информации.Наглядность в обучении выполняет не только визуальную, но и познавательную функцию. Иными словами, применяются познавательные графические учебные компоненты. К процессу восприятия информации подключается правое полушарие, которое отвечает за обработку данных, представленных графическими образами. В то же время рисунки, схемы и другие изображения служат опорой, которая иллюстрирует содержание, а также придает знаниям системность.

В системе преподавания нашей школы всегда использовались различные способы изображения учебного материала. Эти способы не только для облегчения процесса обучения, но и для проявления познавательной деятельности школьников. Иллюстрированный учебный курс позволяет развить способность не только образного, но и абстрактного и логического мышления. 

Рассмотрим функции визуализации.

  • Визуализация способствует формированию четкого предметного представления материала.
  • Позволяет отследить степень усвоения информации.
  • Пробуждает интерес к познавательному процессу.
  • Обращает внимание на важный аспект информации и переключает внимание на другой объект.
  • Способствует появлению собственных ассоциаций.
  • Проверяет внимательность и наблюдательность школьников в процессе обучения.
  • Формирует способность самостоятельно делать выводы и логические умозаключения.
  • Способствует умению проводить аналогии, а также уметь обосновывать свою точку зрения
  • Развивает оценочное мышление.
  • Получает новую информацию.
  • Развивает способность воплощать полученные знания в единую целостную картину о событии или объекте. [3]

В учебной деятельности мы практикуем несколько техник графического отображения учебной информации. 

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Здравствуй, Новый год! (для детей 4 лет)
600 тенге
Здравствуй, Новый год! (для детей 5-6 лет)
600 тенге
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (1-2 класс)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (3-4 класс)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Независимый Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты