Вопрос формирования учебных способностей школьников в условиях обновленного содержания образования является одним из наиболее важных и значимых. Способность учащегося воспринимать информацию и обучаться с годами уменьшается, поэтому восполнить допущенные упущения на последующих этапах развития личности будет непросто. Из этого следует, что чем полнее будут реализованы все возможности школьников, тем большего они смогут достичь в своей жизни. Одним из наиболее эффективных методов усвоения информации является визуализации учебного материала. Визуальная грамотность соответствует всем современным требованиям и является элементом функциональной грамотности, что актуально на сегодняшний день. [4]
В основе планирования программ по предмету «Математика» применяется принцип спиральной образовательной программы. Джером Брунер в «Процессе образования» полагал, что даже самый сложный материал может быть понятен очень маленьким детям, если он правильно организован и представлен. Брунер выдвинул гипотезу о том, что человеческое познание проходит три этапа: игровой, изобразительный и символический. [4] Эти этапы служат информационной основой спиральной образовательной программы. Творческая группа учителей математики нашей школы ставит целью применять на уроках техники графического отображения учебной информации, способствующие самостоятельному и качественному усвоению содержания образования.
Определены следующие задачи деятельности творческой группы:
- Изучить принципы и функции визуализации.
- Определить и использовать результаты апробации техник визуализации на уроках математики.
- Составить таблицу соответствия техник визуализации и программного материала по математике.
Что же такое визуализация? Визуализация в широком понимании – это процесс создания образов, а также процесс представления информации в виде изображений, таблиц или схем.
Способ представления учебного материала в виде изображения основывается на важности восприятия, а также на главной роли образного мышления в процессах познания. Ученик должен подготовить свое сознание к постоянному потоку информационной нагрузки и к миру, состоящему из графических изображений.
Процесс графического отображения учебного материала представляет собой систему, в которую входят следующие составляющие:
- знания по изучаемому предмету;
- графические способы отображения знаний;
- графические и технические инструменты передачи числовой или текстовой информации;
- психологические методы, которые способствуют формированию образного мышления в процессе образовательной деятельности.
Технология визуализации имеет много общего с педагогической концепцией визуальной грамотности. В основе этой концепции лежат положения о важности визуальной интерпретации в жизни человека в момент познания мира и своего предназначения. Также центральное место занимает положение о роли образа в процессах восприятия и осмысления, необходимости подготовки сознания к деятельности в условиях все более «визуализирующего» мира и увеличения информационной нагрузки. Методологической основой осуществления визуализации служит принцип системного квантования и принцип когнитивной визуализации. Системное квантование происходит из особенностей осуществления мыслительного процесса человека, которые проявляется через различные знаковые системы:языковые, символические, графические.
Различные типы моделей представления знаний в сжатом виде совпадают с особенностью человека мыслить образами. Изучение, понимание и осмысление текста или любой другой информации – все это как раз и есть представление схем в уме, зашифровка материала. При желании или необходимости человек может воссоздать зашифрованный текст, то есть «развернуть» его. [2]
Принцип системного квантования состоит из следующих пунктов:
- большой объем учебного материала сложно усвоить и запомнить;
- системно расположенный учебный материал лучше воспринимается;
- выделение ключевых слов в учебном материале влияет на эффективность восприятия информации.
Принцип познавательной визуализации основан напсихологических закономерностях, с помощью которых улучшается процесс усвоения полученной информации.Наглядность в обучении выполняет не только визуальную, но и познавательную функцию. Иными словами, применяются познавательные графические учебные компоненты. К процессу восприятия информации подключается правое полушарие, которое отвечает за обработку данных, представленных графическими образами. В то же время рисунки, схемы и другие изображения служат опорой, которая иллюстрирует содержание, а также придает знаниям системность.
В системе преподавания нашей школы всегда использовались различные способы изображения учебного материала. Эти способы не только для облегчения процесса обучения, но и для проявления познавательной деятельности школьников. Иллюстрированный учебный курс позволяет развить способность не только образного, но и абстрактного и логического мышления.
Рассмотрим функции визуализации.
- Визуализация способствует формированию четкого предметного представления материала.
- Позволяет отследить степень усвоения информации.
- Пробуждает интерес к познавательному процессу.
- Обращает внимание на важный аспект информации и переключает внимание на другой объект.
- Способствует появлению собственных ассоциаций.
- Проверяет внимательность и наблюдательность школьников в процессе обучения.
- Формирует способность самостоятельно делать выводы и логические умозаключения.
- Способствует умению проводить аналогии, а также уметь обосновывать свою точку зрения
- Развивает оценочное мышление.
- Получает новую информацию.
- Развивает способность воплощать полученные знания в единую целостную картину о событии или объекте. [3]
В учебной деятельности мы практикуем несколько техник графического отображения учебной информации.