Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Программа курса по физике «Астрофизика»

Программа курса по физике «Астрофизика»

Программа курса по физике «Астрофизика» для 7- 9 класса
«Общеобразовательная школа №2» акимата г.Уст-Каменогорска 
Учитель : Бакербекова Хатима Анисовна

Пояснительная записка

Астрономия по 12-летней программе в 9 классе не изучается, поэтому целесообразно для развития мировоззрения учащихся о природе небесных тел, строении и развитии Вселенной, повышению интереса при изучении физики и астрономии ввести раздел «Астрофизика», который даёт объяснение явлений происходящих в космосе. В связи с этим была разработана программа по «Астрофизике». Предлагаемая программа данного курса охватывает важнейшие астрономические понятия, рассматривает и объясняет возникновение и развитие небесных тел, опираясь на законы физики, способствует формированию научного представления о происхождении Солнечной системы. Данный курс назван «Астрофизикой» так как позволит решать задачи на законы физики с применением  астрономического материала. Так, рассматривая задачи на закон всемирного тяготения целесообразно  использовать материал на массу, радиус планет, расчет периода обращения планет вокруг Солнца.  При изучении спектров излучения  астрономия даёт богатый материал по спектрам излучения звёзд. Применяя  знания астрономии при решении физических задач учитель может  расширить  кругозор учащихся, повысить интеллект,  способствовать применению астрономических знаний на  участие  в научно-практических конференциях и олимпиадах по астрофизике.
Содержание программы ориентировано на развитие у учащихся интереса к познанию физических и астрономических явлений, на приобретение навыков самостоятельного изучения фундаментальных основ науки.
Цель:  Научиться применять теоретические знания основ физики для объяснения явлений, происходящих в космическом пространстве, природы небесных тел, строение и эволюция Вселенной.
Задачи: 
1.Развивать мировоззрение учащихся по природе окружающего мира.
2.Развивать у учащихся интерес  познанию физический явлений.
3.Формировать навыки самостоятельного изучения фундаментальных основ.
Предлагаемая программа данного курса охватывает важнейшие астрономические понятия, рассматривает и объясняет возникновение и развитие небесных тел, опираясь на законы физики, способствует формированию научного представления о происхождении Солнечной системы.
В заключительной части курса учащиеся должны получить представления о строении и эволюции Вселенной, а также об элементах космонавтики, позволяющих раскрыть научно-технические и социально-политические аспекты исследований космического пространства, его освоения в мирных целях. Получить теоретические знания основ физики, опираясь на законы физики: Закон всемирного тяготения, Законы Кеплера.


Содержание
  
Астрофизика 9 класс (всего 34 часа, 1 ч. в неделю).
I. Способы изучения физической природы небесных тел (4 часа).
Наблюдения за небесными телами. Виды телескопов. Спектр и спектральный анализ. Космические исследования.
II. Солнце (4 часа).
Атмосфера Солнца. Источники солнечной энергии. Взаимосвязь: Солнце-Земля.
III. Физическая природа малых тел солнечной системы (4 часа).
Астероиды, кометы, метеориты. Метеоритные дожди.
IV. Планеты и их спутники (8 часов).
Планеты земной группы. Луна. Планеты-гиганты.
V.Физическая природа звезд (5 часов).
Годичный параллакс. Расстояние до звезд. Абсолютная звездная величина. Светимость звезд. Спектральная классификация звезд. Двойные звезды.
VI. Переменные и новые звезды.
VII. Наша галактика (3 часа).
VIII. Метагалактика (3 часа).



Календарно-тематический план курса АСТРОФИЗИКА
Программные материалычасысрокидемонстрация
1Изучение небесных тел16,09ПКЗИ
2Оптические и радиотелескопы113,09
3Спектр и спектральный анализ120,09
4Космические исследования127,09таблица
5Общие сведения о Солнце14,10таблица
6Состав солнечной атмосферы111,10таблица
7Источник солнечной энергии118,10
8Система: Солнце-Земля125,10теллурий
9астероиды11,11
10кометы115,11
11Метеориты и метеорные дожди122,11
12Большие тела солнечной системы129,11к/ф
13Планеты земной группы16,12к/ф
14Планеты-гиганты113,12к/ф
15Годичный параллакс120,12таблица
16Физическая природа тел127,12
17Связь между физическими характеристиками звезд110,01
18Пространственные скорости звезд117,01
19Двойные звезды124,01к/ф
20Физические переменные, новые и сверхновые звезды131,12
21Спектральная классификация звезд18,02
22Размеры и массы звезд114,02
23Млечный путь и Галактика121,02
24Диффузная материя128,02
25Магнитное поле и космические лучи17,03
26Наша Галактика114,03
27Другие Галактики14,04
28метагалактика111,04
29Происхождение и эволюция Галактик и звезд118,04
30Происхождение планет125,04
31Радиогалактика и квазары12,05
32Элементы космологии19,05
33 Жизнь и разум во Вселенной116,05
34Итоговый урок123,05
Знания, умения, навыки полученные при изучении курса «Астрофизика».

Виды деятельности:
1.самостоятельное обобщение учебного материала
2.устное сообщение учащихся по изученным темам
3.работа со справочной литературой и энциклопедией
4.подготовка презентаций
5.проведение зачетных работ по разделам
6.разработка научных проектов по «Астрофизике», и защита их на школьной НПК.
Перечень умений, знаний и навыков формирующихся в процессе обучения:
1.сформировать знания необходимые для объяснения природы Вселенной, опираясь на фундаментальные законы физики
2.наблюдение и изучение явлений в природе
3.умение выдвигать гипотезу, выполнять расчеты прямых и косвенных измерений (экваториальных координат – склонение и прямое восхождении) используя карту подвижного неба и представлять результаты вычислений в виде таблиц и графиков, делать научные выводы, раскрыть происхождение и эволюцию развития небесных тел.
4. используя законы физики и астрономии сформировать навыки, производить расчетные задачи на определение расстояния до светил, используя математический аппарат и систему погрешности измерений
Критерии успешности:
1.инициативно-качественное выполнение заданий с использованием дополнительной справочной литературы
2.участие в школьных и городских олимпиадах
3.защита и обсуждение результатов исследовательских задач: отчет, конкурс, презентация курсовых заданий
4.Проведение зачетных работ


Топ портфолио преподавателей
Войти через: