Лукьянова Светлана Максимовна
Учитель начальных классов, КГУ «Основная школа № 37», г.Караганда
Мониторинг, как система над состоянием и изменениями результатов обучения
Считаю, нужно начать с того, что любая система управления должна иметь систему ведения мониторинга, как процесса сбора, обработки, анализа и передачи информации.
В современное время все большее значение приобретают для развития образовательного процесса такие аспекты жизни современного общества, как ориентация на постоянное развитие и совершенствование, конкуренция за предоставление услуг, эволюция технологий.
Проблемы образования выходят на первый план, поскольку они находят отражение в формировании мирового потенциала в науке, технике, творчестве и других значимых областях. Таким образом, конкуренция привела к тому, что «качество образования» из понятия теоретического превратилось в практически применяемую сущность[1].
В образовании одним из важнейших компонентов является мониторинг, в ходе которого виден результат образовательной деятельности. Исходя из этих результатов, можно рассмотреть состояние данной деятельности и вовремя восстановить недостающие звенья в образовательной цепочке.
По мнению Э.Ф.Зеера, понятие мониторинга близко к общенаучным педагогическим и психологическим понятиям обратной связи, рефлексии, контроля, аттестации, однако данные процессы являются лишь отдельными элементами мониторинга или его частными случаями [2; 71].
Да, действительно, правильное построение процесса мониторинга представляет собой целую систему, в которой множество функций, а именно непрерывность отслеживания успешности каждого учащегося, приравнивается к научному процессу. Ведь, чтобы понять причины отставания в каких-либо учебных предметах, нужно видеть «картину успехов ребенка».
Отследив и выяснив причину изменений, можно внести в свои планы изменения, посредством которых «картина успехов» станет положительно меняться, ведь у каждого педагога есть свой банк приемов, при помощи которых он сможет изменить качество образования. Данному процессу содействует качество образовательных услуг, предоставляемый педагогам нашей республики посредством получения дополнительного объема знаний и навыков, обеспечение готовности учителей к непрерывному развитию условиях динамично меняющегося мира [3;12].
Подготовка опытных учителей, которые имеют высокий уровень профессиональной компетентности, сотрудничают со своими коллегами, обучая их посредством коучингов и менторинга.
Редко кому удается эффективно поддерживать достигнутые наилучшие результаты самостоятельно, поэтому посредством этих процессов, можно определить условия организации и проведения мониторинга в системе образования.
Закончив трехуровневые курсы повышения квалификации по Программе второго уровня, я провожу процесс менторинга с одной из коллег. И в процессе менторинга мы регулярно проводим мониторинг успешности обучения учащихся. Результаты каждого ребенка видны по схемам и диаграммам. Обсуждаем пути решения и отслеживаем результат. На данный момент и в моем классе и в классе менти результат вырос на 3% и 2%. Пусть повышение незначительное, но это только начало. И этому способствовало повышение профессиональной компетентности моей коллеги в целях совершенствования ее практики посредством процесса менторинга.
Мы определяем последовательность действий мониторинговых процедур, так как любая деятельность должна быть спланирована. Качественная организация процесса мониторинга предполагает возможность оперативного обмена информацией между коллегами, четкое распределение функций в образовательном процессе и предупреждение перегрузки. Все эти составляющие дают положительный результат в повышении профессиональной компетентности.
В дальнейшем в работе очень важно опираться на следующие определенные условия:
- последовательность выполняемых действий;
- формирование системы оценочных мероприятий;
- проектирование автоматизированной системы диагностики;
-привлечение всех сотрудников к работе по улучшению мониторинговой системы;
-стимулирование улучшения качества образовательного процесса на основе анализа результатов.
Под мониторингом качества учебных достижений принимается комплексная система над состоянием и изменениями результатов обучения. Объектами мониторинга являются учебные достижения учащихся, учебный процесс и условия, в которых этот процесс осуществлялся, поэтому мы строго придерживаемся выстроенного нами алгоритма проведения мониторинга. Сначала выявляем проблему, затем ставим цели и задачи успешности действий. далее выбираем тактику работы с учащимися и проводим ее. После проведенной работы обрабатываем результаты и составляем рекомендации для дальнейшей работы.
Хочется отметить, что важным компонентом мониторинга являются нормы качества знаний в Государственном стандарте образования. Анализ прогресса успешности, исходя из норм качества знаний Госстандарта, указывает на оптимальный уровень результативности обучения, как педагогов, так и учащихся. Оптимальные результаты срезов показывают высокий уровень мотивации учащихся к обучению и повышение педагогами требований к себе.
Очень помогает мониторинг в работе с родителями. На родительских собраниях происходит ознакомление с картой успеха класса. Индивидуальные мониторинговые карты учащихся выдаются каждому родителю на родительских собраниях для ознакомления. Каждый родитель видит картину успеваемости своего ребенка не только в табелях успеваемости, но и в диаграммах, в которых отражаются все контрольные и самостоятельные работы детей. Общение с родителями становится убедительным, выводы и рекомендации учителя весомыми.
В итоге можно сделать вывод, что без специального отслеживания образовательного процесса трудно представить успешность усвоения предметов учащимися. Опора только на накопление оценок при отсутствии четкого понимания недоработок учителя и ученика, не позволяет объективно оценивать деятельность как учителя, так и ученика.
Список литературы
1. http://bogd1245.blogspot.com/2013/10/blog-post.html
2. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. — 2-е изд. — СПб.: Изд-во В.А. Михайлова, 2000. — 349 с.
3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 2006. — 240 с.