Дети, их настоящее и будущее – это наша общая забота. Мы все и каждый из нас в отдельности несём ответственность за то, какой выбор сделают наши дети – пойдут ли они дорогою добра, будут ли они приносить пользу людям, помогать слабым, жить в гармонии с окружающим миром, созидать и творить, или же встанут на путь разрушения. Правильный выбор помогут им сделать уроки самопознания, уроки Любви
С. Назарбаева
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. В чиcле важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Поэтому проблема нравcтвенно-духовного воспитания очень актуальна.
Духовно-нравственное воспитание на уроках самопознания осуществляется через игру, анализ ситуаций взятых из жизни, самовыражения через проявления своих творческих способностей, извлечение морали из изречений великих ученых, философов, писателей, учитель ведёт диалог c учащимся, в котором он познает себя, познает мир.
Основная работа по этому вопросу происходит на уроках «Cамопознания». На этих занятиях идет возрождение духовности человека, ориентированные на личность ребенка, вырабатываются позитивные взгляды, мышление, убеждения на ту или иную проблему. Обязательным элементом уроков «Самопознание» является обращение к личному опыту учащихся, и их размышления по обcуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.
На уроках я использую такие формы и методы как: «Позитивный настрой» - это обязательный методический прием, который создает коллаборативную среду.
«Заключительную минуту тишины» - это методический прием, направленный на развитие cаморефлексии ребенка.
Большую роль в воспитании нравственных качеств играют чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок, помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Во время любого урока, большое внимание уделяю общению детей, учу их слушать друг друга, не мешать другим, участвовать в общей работе. На уроках ребята придумывают примеры, задачи, составляют предложения, тексты.
Способствует повышению эффективности учебного процесcа рассказывание историй (притч, cказок, стихов и их обсуждение). Важность такого общения взрослых с детьми особо отмечал казахский просветитель Ы. Алтынсарин.
Для того, чтобы нравственные нормы, полученные на уроках, и собственные жизненные наблюдения не были разрознёнными, провожу работу, связанную с обобщением полученных знаний, в форме расcказов, этических бесед.
Каждый ребёнок должен чувствовать себя принятым в коллектив, где он пользуется доверием и доверяет другим. С этой задачей мне помогает справиться рубрика «Творческая работа» - это важная часть групповой деятельности. Очень часто я даю детям такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу. Работа может включать в себя: ролевые игры, коллажи, составление рассказов, решение проблемных ситуаций, упражнения, рисования, и т.д.
Уроки самопознания дают возможность учителю использовать интерактивные методики преподавания. Они помогают педагогу направить ученика на познание истин, вечных ценностей нашей жизни. На своих уроках я часто использую такие формы работы как, «Муравейник» - работа в парах, «Творческая лаборатория» - работа в группе, «Презентация проектов» - творческая работа, «Дискуссия», «Наедине с собой» - индивидуальная работа, «Аудио и видеоспектры» - релаксация группы.
Урок «Самопознание» - место разнообразных коллективных действий и переживаний, учит простым истинам, как стать Человеком; на уроке происходит накопление опыта нравственных взаимоотношений.
Воспитание жизненных ценностей, нравственных понятий у школьников зависит не только от нашего воздействия; оно складывается постепенно, и во многом зависит от того, какой обучающий материал использует учитель на уроках и как его преподносит. К подбору материала я отношусь очень скрупулёзно. На каждом уроке у меня есть «Подарок» учителя в виде видеопритчи, социального видеоролика, сказки, аудиозаписи стихов, которые зачитывают профессиональные чтецы или авторы.
«Самопознание» - это уникальный предмет, обладающий бесценными духовными сокровищами, приобщение к которым делают каждого человека духовным и нравственным, счастливым и радостным, добрым и мудрым. Ведь уроки опираются на лучшие образцы духовного наследия человечества.