Сельская малокомплектная школа… Под определение МКШ попадает и маленькая школа, в которой учатся несколько человек, и школа со средней наполняемостью классов.
Малокомплектная начальная школа – это школа без параллельных классов, с небольшим количеством учеников. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» малокомплектной называется школа, насчитывающая менее 15 учеников. Появление этого типа школ у нас обусловлено неравномерностью расселения людей на территории страны. Раньше малокомплектные школы открывались только в небольших поселках, временных поселениях, городках, но в последнее время в связи с уменьшением рождаемости и значительной миграцией населения они появляются даже в больших населенных пунктах. Имеет место новое сочетание основной и средней школы с малокомплектной. Малочисленными становятся уже и средние школы, чему способствует нехватка учеников и учителей. Из 5 учеников формируется полноценный класс. Для 2–3 отдельный класс не открывают, а присоединяют к другому.
Малокомплектные школы как тип общеобразовательного учебного заведения без параллельных классов и с малым контингентом учащихся (менее 240) распространены во многих странах мира, главным образом в местах с низкой плотностью населения. Специфика МКШ обусловливающая некоторую усложнённость педагогического процесса, которая зачастую состоит в необходимости самостоятельной работы учащихся одного класса в то время, когда учитель занят с другим классом. В Казахстане 56.9% школ являются малокомплектными, причём в них обучается всего 15 % учащихся страны. Эти школы расположены, как правило, в сельской местности и являются фактором, организующим социальную сферу.
Как заметил известный психолог, основатель советской школы психологии Б.Г. Ананьев: «Школа в селе – средоточие всего самого ценного: любви к делу, профессиональной чести и честности».
Президент Национальной академии образования им. И.Алтынсарина А.Е. Абылкасымова в своём выступлении подчеркнула, что необходимо сделать всё, чтобы сельские малокомплектные школы сохранились.
Еще не так давно на малокомплектную школу смотрели как на учебное заведение второго сорта, где трудно достичь высоких результатов обучения и воспитания. Когда сообщаешь родителям, что их ребёнок будет посещать класс МКШ, встречаешь негативную реакцию. Сейчас родители понимают, что в большинстве случаев это единственный шанс позволить ребёнку обучаться в классе, который соответствует ему по возрасту и языку обучения.
Поэтому Программа сохранения и развития сельской МКШ носит общенациональный, государственный характер. Ведь не для кого не секрет, что школа – главный селообразующий фактор, гарант сохранения и развития села, это единственный объект способный сохранить и возродить деревню.
Сегодня многие специалисты склоняются к выводу, что в специфике преподавания в МКШ есть определенные преимущества. Главное – небольшое количество учеников в школе, малая наполняемость классов, что дает учителю прекрасную возможность организовать личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс, дойти до каждого ученика. Небольшой разновозрастный коллектив создает условия для воспитания и обучения младших старшими. Возможность детей разных возрастов общаться друг с другом, построение школы по модели семьи приводят к особым отношениям, которые в большой школе организовать очень непросто, в малой они возникают почти автоматически.
Когда детей в классе мало, нужны другие методы, технологии и формы обучения. Такие технологии, несмотря на многолетнюю историю малокомплектной школы практически не разработаны в педагогической науке. Малокомплектная сельская школа не имеет своей специфической дидактической базы. Особенности преподавания в малочисленных группах сельских детей не отражены в специфике учебников и пособий. В малокомплектной школе используются обычные учебные книги обычного комплекта. Здесь проблема может быть разрешена лишь квалификацией учителя и поддержкой поиска оптимальных образовательных технологий, использованием уже апробированных моделей при известной их адаптации к сельской школе. Сама образовательная среда в малокомплектной школе позволяет осуществлять уникальные, по своему индивидуальному воплощению образовательные программы. Учитель лишь должен получить соответствующую подготовку и постоянно заниматься самообразованием.
Учителю малокомплектной школы приходится более тщательно планировать урок, учитывая разный возраст учащихся. Приходится самому делать наглядный материал и карточки для опроса и закрепления изученного материала. При объяснение используем ноутбуки с готовыми презентациями, а так же тестовые задания, что позволяет заинтересовать учащихся, и использовать время для объяснения в другом классе.
Чтобы добиться успеха на уроке при работе с двумя классами, нужно научить детей учиться самостоятельно. Только вовлечение детей в сотрудничество, приобщение к функциям самого учителя, обеспечит высокую мотивацию на уроке: учащиеся совместно планируют предстоящий урок; участвуют в определении способов работы; сами распределяют роли в процессе изучения материала; анализируют прошедший урок, указывают на допущенные ошибки, определяют уровень усвоения нового материала. При организации самостоятельной работы применяю стратегии критического мышления, которые позволяют учащемуся не только ознакомиться с материалом, но и проанализировать его. Ребята очень любят такой метод работы, как «работа с консультантом». Выбирается один ученик, к которому остальные обращаются при возникновении трудностей в самостоятельной работе.
В малокомплектной школе трудно применить фронтальную форму работы. Зато без парной и групповой не обойтись. Для этого необходимо, чтобы дети учились сотрудничать: слушать товарищей, считаться с их мнением. Особое внимание необходимо уделять воспитанию терпимости к одноклассникам и их неудачам. Ученик должен научиться объяснять так, чтобы его поняли и услышали, уметь задавать вопросы, записывать под диктовку в парах, выделять главное, объективно оценивать свою работу и работу партнеров.
Основной проблемой малокомплектной школы является не качество образования и уровень знаний и воспитанности учащихся, а социальное положение семей школьников. Многие дети из неблагополучных семей, поэтому с данными учащимися приходится работать вдвойне, это не только работа непосредственно с самим учеником, но и работа с его семьей. Приходится часто навещать неблагополучные семьи, беседовать с родителями. Так что прежде чем утверждать, что малокомплектные школы это проблема, стоит подумать, а какая проблема возникнет, если таких школ не станет?
Поэтому, можно с уверенностью сказать, что у малокомплектной школы есть будущее. Сохранив такие школы, мы сохраним малые сёла республики и малочисленные национальности.
Будущее таких школ в новых подходах к технологии организации учебного и внеучебного процессов, т.е. о разработке разных организационно-педагогических моделей начальных малокомплектных школ, дающих возможность учителю работать с разновозрастным коллективом.
Таким образом, начальная малокомплектная школа имеет свою специфику, которая влияет на организацию учебно-воспитательного процесса. Эффективность ее работы определяется рядом общих и частных условий. Особого внимания требует организация учебно-воспитательного процесса в классах-комплектах, при образовании которых учитываются: сложность программы; уровень подготовленности учеников; опыт и квалификация педагога;
Возможно ли это? Возможно, если учитель — профессионал высокого уровня. Много ли таких на селе? Общаясь с коллегами, могу ответить: пока еще много. Здесь учитель — не просто профессия, здесь каждый ученик твой собственный ребенок, за которого ты отвечаешь не только перед государством, но и перед своей совестью.
Малокомплектной школе учитель не просто работает, он живет жизнью детей, воспринимает свою школу как родной дом, где отдавать душевное тепло так же естественно, как в собственной семье. В условиях малой школы педагогу предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, включить всех детей в многообразную деятельность по интересам, увлечь их любимым делом. Учитель знает каждого ученика по имени, его родителей, братьев, сестер, положение ребёнка вне школы, помогает ему. При сегодняшних масштабах семейного неблагополучия, в условиях ухудшения психического и физического здоровья детей этот фактор носит характер их социальной защиты.