Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Истоки формирования писательского таланта у поэтов Северного Казахстана

Истоки формирования писательского таланта у поэтов Северного Казахстана

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Елена Бобух01 210

Перефразируя известные слова Достоевского, можно сказать: все мы вышли из деревни. Деревня – наши источники, наши корни. Деревня – материнское лоно, где зарождался и  складывался наш национальный характер. И сегодня мы с особым обостренным вниманием вглядываемся в тот тип человека, который был создан ею, вглядываемся в наших матерей и отцов, дедов и бабушек. 

Деревенская проза давно уже вышла на рубежи, как русской, так и казахской литературы. Достаточно назвать хотя бы имена таких писателей, как Владимир Тендряков, Сергей Залыгин, Борис Можаев, Василий Шукшин, Валентин Распутин, Тыныбай Нурмагамбетов, Федор Абрамов. 

Расцвет деревенской прозы, выход ее на передний план – это показатель зрелости литературы, зрелости духовой и гражданской, свидетельство понимания того, чтобы подняться до самых высоких общечеловеческих проблем. Но с другой стороны рушатся вековые устои, исчезает многовековая почва, на которой выколосилась вся национальная культура, её этика и эстетика, её фольклор и литература, её чудо-язык.

Современных писателей Северного Казахстана не так уж и много. Творчество некоторых из них почти не изучено. Меня заинтересовал этот факт и поэтому,  считаю интересным изучить творчество моего односельчанина,  писателя - земляка Федора Михайловича Лысенко.  

Имя Ф. М. Лысенко почти неизвестно в Северо-Казахстанской области, осталось где-то в тени. В адрес его многопланового творчества не встретишь ни одной публикации, в этом и проявляется новизна моего исследования. Все созданное им легко классифицируется. Так и анализируется по порядку: работы творческого характера (стихи, рассказы), журналистские выступления, а потом и собственно художественные произведения. Писателя волнуют вечные вопросы: в чем смысл жизни? Что такое счастье? Как его обрести? Что связывает человека с землей, на которой он живет? Что он оставит после себя? Небольшие, но оригинальные стихи, рассказы, пленяют своей искренностью и непосредственностью. В его произведениях, связывающих невидимой нитью прошлое и будущее, заложена целая жизнь. Отношения человека с землей, с природой и природой внутри себя – разве это не глобальная социальная проблема 20 и 21 веков? Главные герои его произведений – простые деревенские люди. Это живые, честные люди села с горячими сердцами и пытливым умом. Несмотря на различие сюжетов произведений, различие характеров героев, все они доходчиво и правдиво рассказывают о жизни сельского труженика, учат помнить свои истоки. В его произведениях прослеживаются деревенские мотивы. Коротко, но выразительно описаны явления, автор сознательно стремится не к расцвечиванию повествования, а к смысловой выразительности, мировоззрение его героев проявляется в трёхмерности: я – природа – деревня. В творчестве Ф. М. Лысенко сочетается бытопись и высокая поэтичность. Автор смело вводит разговорную деревенскую лексику: арба, колхозный склад, ракита, ракитник, оглобля, туча оводов, русская печь, конные грабли, ухват, прозрачные березовые колки, ярмо и другие.

Родился Ф. М. Лысенко 28 марта 1940 года в селе Новомихайловка Северо-Казахстанской области, в семье колхозников, как принято говорить. Отец его Михаил Дмитриевич всю жизнь работал кузнецом; был участником Великой Отечественной войны – пулеметчиком; его ранили на передовой через Дон; перебила руку немецкая разрывная пуля. И всю оставшуюся жизнь рука его полностью не разгибалась, стояла полукрючком.   Был отец кузнецом, охотником, рыбаком. Пел, пытался рисовать. Окончил два класса и знал со школьных лет некоторые стихи наизусть. 

Мать его – Надежда Ивановна не ходила в школу и дня. Рано она осиротела, была батрачкой; работала у знаменитого тогда хозяина – Чехуна. Не имея образования, не умея писать и читать, мать знала много песен, пословиц, поговорок. Хорошо пела, знала толк в мелодиях; умела в жизни очень многое. Интересно мать могла рассказать, причем у нее был талант пародировать любого человека, о котором рассказывала. Забегая вперед можно сказать, что это умение пародировать полностью передалось и Федору Михайловичу. 

Любовь к песне, к труду, родному селу прививалось ему и от бабушки по линии отца – Евдокии. Она и дедушка Дмитрий Павлович приехали в Сибирь из Полтавщины и привезли сюда украинскую  культуру и  обычаи. Это была культурная семья: все хорошо пели, играли на разных музыкальных инструментах, и в 50-ые годы в семье появилось пианино. И маленького Федю приобщали к песни и стихам. Он учился петь в поле на сенокосе, на улице, в школе. В 16 лет впервые на районном смотре пел песню «Родина». Трижды ему присваивали звания «Лучший солист области». Пел на русском, украинском, казахском, грузинском языках. Выступал много по областному радио и телевидению. Много за это у него грамот и дипломов.

С детства Федор Михайлович завидовал своим односельчанинам, которые хорошо рисовали, и хотел сам научитьсярисовать. С 6 класса стал редактором общешкольной газеты «За учёбу». Она вывешивалась в коридоре, возле учительской. В 9 классе в школе устроили выставку его картин: маслом, тушью, пером, акварелью. Было представлено больше 10 картин. Потом рисовал всю жизнь; делал лингвогравюры, иллюстрации к литературным творениям; оформлял красные уголки. Словом, стал неплохим художником. Жаль, что не сохранились рисунки, картины: розданы родным, в библиотеки, на выставки без возвращения. Таким образом,  на всю жизнь он вооружился пением и рисованием.  

С 8-го класса Федор увлекся литературным творчеством. Сначала кое-что сочинял в устной форме. Людям нравилось, слушали, смеялись, хвалили. Потом все это начал излагать на бумаге. Послал в районную газету «Сталинское знамя». Напечатали. Кое-что прочитал на районном смотре самодеятельности. Заметили, в том числе редактор районной газеты Василий Иванович Казанцев. Поговорил с ним, дал советы. И стал писать он в газету. Так появились первые стихи Лысенко в газете Приишимского района. 

Из стихов Федора Михайловича мы узнаем о детстве, прошедшем в селе Новомихайловка, о его матери, научившей своего сына любить людей, о встречах его с людьми в разных уголках страны. Но больше всего мы узнаем о его родной земле, о родной природе. Жемчужиной лирики Лысенко является образ Новомихайловки, которая выходит на первый план во многих произведениях. Это не случайно. Новомихайловка, родная природа – это душа, родовая память, мать, которая приласкает, успокоит. Это и заветы предков, и память о своих истоках, и обычаи, и традиции, миролюбие, жизнь в гармонии с богом, природой и душой. В произведениях личное, своеобразное восприятие мира, язык и слог словно отточены, звучны. Наблюдается исключительная точность, конкретность стиха, картины природы и бытовые зарисовки даны, прежде всего, как та действительность, которая вдохновляет поэта. Вот его первые стихи, опубликованные в районной газете. 

Мать 

Вот ветер в трубе зашумел,

Куда-то уносится прочь.

Ребенок не спит, заболел,

И мама не спит эту ночь.

На руки ребенка взяла,

Тихонько прижала к груди,

Качать на руках начала:

Спи, ясный           соколик мой, спи…

А сердце стучится в груди,

Слипаются веки очей.

И сколько еще впереди

И дум, и бессонных ночей!

Так он начал печатать в газете свои литературные творения. Стал селькором газеты. В 1958 году он окончил школу, в райгазете была напечатана статья «Селькор Федор Лысенко». За это в день Печати его наградили грамотой райкома партии и райсовета и торжественно вручили на школьной линейке. Потом его пригласили на работу в редакцию, и после окончания школы уехал в Боголюбово работать в районной газете, потом переехал в Явленку. Сейчас живет в Новосибирской области.  И этой работе Федор Михайлович отдал 37 лет своей жизни. Некоторое время работал в райкоме партии, райсовете. Стал членом Союза журналистов СССР, отличником печати СССР. Награжден медалями в честь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, «Ветеран труда», многочисленными грамотами, дипломами, благодарностями.

Жил в разных районах, областях. Его творения публиковались в районных, областных, союзных изданиях. Но во все времена он помнил родной дом, родное село, родных и близких. Многие его стихи, рассказы написаны на основе того, что он видел, запомнил, впитал в свою память и сердце в родном селе Новомихайловка.

Новомихайловская ночь.

На небе звезд мерцанье, 

Берег, тишина.

Золотистым диском 

Выплыла луна.

Силуэт палатки, 

Рядом огоньки, 

Слышны смех и шутки, 

Стелется дымок.

На воде дорожка,

На траве роса.

А в кустах кудрявых

Птичьи голоса.

Где-то перепелки

Молвят: «Спать пора»…

Чудные мгновенья, 

Летняя пора.

Озеро зеркальное

С тёплою водой .

Небо голубое 

С розовой каймой.

На поселке песни.

В небе звезд мерцанье.

Голубит березы

Лунное сиянье

Чей-то нежный голос

У куста сирени.

Чей-то грубоватый – 

На земле две тени.

Я любуюсь ночью.

Я рассвет встречаю.

Что-то мне не спиться,

Почему – не знаю.

Все это о нашей новомихайловской ночи.

Перечитывая стихи Лысенко, остановимся на стихотворениях о природе. Пожалуй, ни один русский человек не может оставаться равнодушным к красоте окружающего мира, и поэтому особенно дороги нам эти маленькие шедевры. В стихотворении «Весна» звучит праздничная музыка весны:

Весна 

Дует теплый ветерок,

Гонит в небе тучи.

Тает снег и ручеек

Зазвенел по крыше.

Сверху солнышко печет.

Пар с земли струится.

Радость за душу берет,

                    Сердце веселится.       

Трактористы смотрят  вдаль,

Одного желают:

Сев скорей начать, да жаль,

Грязь еще мешает.

Создается впечатление веселья, пробуждения природы. Природу поэт изображает через восприятие ее человеком, стремящимся ощутить себя частицей великого пробуждения. Автор старается показать природу всеобъемлюще: в звуках: «ручеек зазвенел», «тает снег», «солнышко печет», достаточно точно и выразительно: «пар с земли струиться», «трактористы смотрят вдаль» и передать ее в словесных картинах. Стихотворение написано под живым впечатлением, в момент, когда наступает вечер, но жизнь ещё не прекращается. Детализация приближает поэта к той жизненной конкретности пейзажа, которая присуща Лысенко. Привлекает законченность зарисовки. Стихи Лысенко о природе очень коротки, но между тем ни к одному нечего добавить. Каждое слово метко, полновесно. Они кажутся сами собой вырвавшимися по тому или иному случаю. Кому незнакомо чувство трепетной любви и нежности, с которым относишься к любому деревцу, цветку, выросшим на земле твоих предков, на земле где ты родился? Наверное, именно эти чувства побудили поэта и писателя воспевать родную природу. Поэт не ищет популярности. Но он учит видеть то, что раньше не замечал, любоваться тем, что не бросается в глаза: 

Серебром роса сверкает 

На стеблях травы,

Птичий крик не умолкает

С наступленьем тьмы.

Как близко, как понятно! Как будто сам пробежал ранним утром по росе. Лирический образ – это образ-переживание, непосредственное отражение мыслей и чувств. У Лысенко музыка стиха часто растворяется в художественном тексте. Строфы стихотворения связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное все более полное слияние человека с миром природы. В стихотворении «На небе звезд мерцанье» природа воссоздается глазами восхищенного поэта, но существует она как сама по себе, не зависимо от человека:

На небе звезд мерцанье, 

Берег, тишина….

А далее природа откликается на чувства человека:

Чудные мгновенье,

Летняя пора…

В конце стихотворения показано полное растворение человека в мире природы: он становиться составной его частью.

Я любуюсь ночью.

Я рассвет встречаю.

Что-то мне не спиться,

Почему не знаю…

Словесно-звуковой поток в стихотворении приобретает окраску баюкающего плескания, неясного журчания. Тишина лунной ночи оттеняется всполохами смеха и шуток:

Чей-то нежный голос 

У куста сирени.

Чей-то грубоватый – 

На земле две тени.

Для стихов Лысенко характерна монологическая речь. Автор всем сердце любит свой край, природу родной земли. Гордится тем, что его окружает, хочет, что бы всё осталось в памяти современников. Сельский парень Федор Лысенко навсегда, на всю жизнь сохранил сыновнюю привязанность к родной земле, родной Новомихайловке. Надо ли удивляться, что Новомихайловка стала местом и фоном почти всех произведений поэта Лысенко. Красота и приволье родных полей, березовых колков, тополиных садов, осенних запахов, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут материалом его творчества. Прошлое родной деревни, трудное военное и послевоенное детство, неброский северный пейзаж – это является источником вдохновения поэта и писателя.

В стихотворении «Село Новомихайловка моя» лаконична и выразительна каждая строчка, ярко рисуется поэтический образ родного села. Это лирическое стихотворение, задушевное обращение к дорогим сердцу местам. Перечитывая стихотворение, убеждаемся в единстве душевного мира человека и мира природы. Поэт размышляет наедине с собой, растревоженный воспоминаниями о родном доме, родном уголке. Это мысли вслух. И здесь определяющим является не развитие событий, а движение чувств. 

Стихотворение начинается небольшим лирическим вступлением:

Мне до боли дорого, знакомо:

Берёзный шум, озера и поля.

Я помню дом, акации у дома – 

Село Новомихайловка моя!

Автор указывает на конкретное место – любимый, дорогой сердцу, родной уголок земли. Он не просто излагает фактические сведения в своём признании в любви, он вводит нас в эмоциональный строй стихотворения – простыми, обыденными словами передает высокое чувство любви. 

                   Привет тебе, отцовская земля, 

                   Тебе я верен навсегда остался,

                   Село Новомихайловка моя!

Уже название определяет тему и жанр (послание). А далее стихотворение звучит как гимн родному дому, «отцовской земле» - это и определяет лирический пафос стихотворения и весь его образный строй. 

                   Куда б ни шёл, куда бы ни уехал,

                   Куда б меня судьбой не занесло – 

                   Моё здесь детство, жизни моей веха

                   Зовёт меня «родимое село».

Поэзия сердца обращается к явлениям сельской жизни. Слова «моя», «свои», «родное», «родимое» как заклинания повторяются в стихотворении, расширяют представления о тепле, уюте родного уголка. Это и сожаление о невозвратимом прошлом и что-то ещё, что не выскажешь, - что вылилось в стихах, в их ритме, мелодии. 

Художественной выразительностью обладают не только эпитеты, но и отдельные слова, словосочетания и предложения «заветы дедов», «дорогой дедов правнуки идут», «пришли уют и счастье продолжать», «особый запах хлеба», «отцовская земля».

                           

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (4-5 лет)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (1-2 класс)
600 тенге
Моя Родина - Казахстан (3-4 класс)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты