Тема: Мой Абай!
Цель: сформировать мировоззрение об Абае, как личности мирового значения, как о мудреце и мыслителе. Абай – культурное наследие не только казахского народа, а всего человечества.
Задачи:
- знакомство учащихся с творчеством великого казахского поэта;
- воспитание интереса к человеку и его внутреннему миру;
- развитие познавательной активности, литературно-творческих способностей учащихся;
- развитие духовного мира учащихся;
- воспитание интереса к отечественной истории и культуре;
- формирование гражданской позиции, нравственности, чувства казахстанского патриотизма. (2 слайд)
Ход устного журнала
Слово учителя. "Пойми, что загадкой я был. Весь мой век искал путей в бездорожье, с тысячами один бился. Не вини меня!" — с такими словами обратился Абай к людям будущих поколений. Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем устном журнале, который посвящён великому поэту казахского народа, философу, композитору, ювелирному мастеру художественного слова, просветителю, мыслителю, общественному деятелю, основоположнику казахской письменной литературы и её первому классику, реформатору культуры в духе сближения с русской и европейской культурой – Абаю Кунанбаеву, чтобы выразить вечную непреходящую любовь немеркнущей памяти своему самому славному сыну и мудрейшему наставнику.
Просмотр презентации о жизненном пути Абая.( 1 ученик).
Он родился 10 августа 1845 года в Казахстане, в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Две замечательные женщины – умная, справедливая, сердечная бабушка Зере и мать, добрая, остроумная Улжанжан воспитывали Ибрагима. Он рос внимательным, впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя - Абай (что значит «внимательный», «проницательный»). Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Получил хорошее образование – учился в семипалатенском медресе, а также в русской школе. Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Абаем создано около 170 стихов, 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания», «Қара сөздер».
Стихотворение ”Обращение к акыну” на фоне музыки Абай Кунанбаева, Ш.Калдаякова - Айттым Салем (2 ученик)
Через века, Абай, мы слышим твоё Слово.
К нему обращаемся снова и снова.
Оно знакомо с самых ранних лет,
В нём на вопросы ищем мы ответ.
Оно нас призывает к разуму, добру,
Быть нетерпимым к подлости и злу,
Порядочность и честь свою хранить,
И всей душою Родину любить.
Мы на природу смотрим твоим взглядом,
Ты учишь: ”Любоваться ею надо!
Зимою, летом, осенью, весною
Она нас радует своею красотою”.
Нет, не напрасно на земле ты жил,
Верным словом народу родному служил.
И хоть недругов было не счесть у тебя,
Неотступно о правде писал ты всегда.
И пусть молоды мы и порою несмелы,
Рассуждаем о многом пока неумело,
Но, шагая к вершине жизненной новой,
Через века, акын, мы слышим твоё слово.
Взглянет он зорче степного орла,
Струны раздумий в душе теребя,
Против невежества, против зла
Он обращает свой гнев, скорбя.
Красивою песней под струнный звон.
Ты весь охвачен в ночной тиши.
Просмотр презентации о жизненном пути Абая.(3 ученик)
Абай был не только поэтом, переводчиком, но и музыкантом, глубоким знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки; он создал ряд мелодий для своих стихов. Он создал также мелодии к своим переводам отрывков из "Евгения Онегина". В 1887-1889 годы имя Пушкина и имена его героев, Онегина и Татьяны, пролетев над степями на крыльях этих песен, стали такими же родными для казахского народа, как имена казахских акынов и героев казахских эпических поэм. Музыкальное наследие Абая занимает особое место в истории казахского национального искусства.На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы. Сегодня имя Абая для многих людей на всех континентах стоит вровень с именами Шекспира, Гете, Пушкина и Мольера. Благодаря его произведениям, казахский народ прошел путь из пустынных веков прошлого к светлому будущему. Признанием его таланта и заслуг перед всем человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года - годом Абая во всём мире. Торжественное празднование 150-летия со дня рождения Абая Кунанбаева было первым юбилейным мероприятием для литературы и культуры Казахстана, которое проводилось в масштабах всего мира под эгидой ЮНЕСКО. Совместным решением президента Казахстана Н. А. Назарбаева и президента России В. В. Путина 2006 год был объявлен Годом Абая в России.
«Мы не скрываем нашего безмерного удовлетворения по поводу того, что Абай, так ярко выразивший честную и открытую душу нашего народа, стал в наши дни блистательным послом духовного единения, призывающим народы земли к миру и согласию. Истинный сын прославляет свою страну, а благодарная страна — своего сына. На нынешнем сложном историческом переломе, когда наше юное государство явилось миру как надежный партнер, благожелательный союзник и верный спутник на пути к цивилизации, мы вновь и вновь благодарим судьбу за то, что имеем в лице Абая такую достойную, гордую духовную опору». Это слова нашего Президента Нурсултана Назарбаева о великом Абае.
Высказывания великих казахских поэтов и писателей об Абае.
Алихан Букейханов: Абай представляет собой недюжинную поэтическую силу и является гордостью казахского народа. Чудные его стихи, посвящённые 4 временам года (весне, лету, зиме, осени), сделали бы честь знаменитым поэтам Европы. (4 ученик)
Ахмет Байтурсынов: Первый поэт казахов Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов нет поэта, превосходящего его по величию духа. (5 ученик)
Сабит Муканов: Не все гении – поэты, не все поэты – гении. Абай был и тем, и другим. (6 ученик)
Чингиз Айтматов: Как олицетворение интеллектуальности, нравственной и духовной культуры своего народа, Абай есть, несомненно, национальное достижение мирового порядка. (7 ученик)
8 ученик. Духовное наследие поэта – философа, поистине богатейшая энциклопедия. И чем дальше уходит то время, в котором жил Абай, тем сильнее чувствуешь его присутствие. Он призывал народ овладевать знаниями и перенимать культуру передовых народов, указывал на необходимость развития интереса и стремления детей к науке. «Если страстно полюбишь науку, и само знание будешь считать достоянием, то оно даст тебе высшее блаженство. Тогда ты закрепишь в памяти то, что знаешь и будешь страстно стремиться познать то, чего ещё не знаешь». Он родился 10 августа 1845 года в Казахстане, в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау в семье крупного бая Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева) рода Тобыкты из казахского племени Аргын. Семья Абая принадлежала к местной знати; дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своём роду в качестве правителей и биев. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Две замечательные женщины – умная, справедливая, сердечная бабушка Зере и мать, добрая, остроумная Улжанжан воспитывали Ибрагима. Он рос внимательным, впечатлительным мальчиком, за что мать дала ему другое имя - Абай (что значит «внимательный», «проницательный»). Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. Абай происходит из знатного и богатого рода биев и аристократов. Получил хорошее образование – учился в семипалатенском медресе, а также в русской школе. Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Абаем создано около 170 стихов, 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания», «Қара сөздер». Абай написал «Слова назидания» на склоне лет, уже познав искушения власти и тяготы земных дел, признание народа и потерю близких. В этом произведении он размышляет о смысле жизни, даёт советы молодёжи, разоблачает человеческие пороки, пропагандирует высоконравственные качества человека. «Слова…» написаны просто, доступно и интересно. Это плод многочисленных дум, волнений и благородных душевных порывов. Образный язык, искренность поэта, его человечность, высокая устремленность, могучая мудрость ставят "Слова назидания" в ряд гениальных литературных памятников человечества. Труд Абая переведён на многие языки мира, среди которых русский, немецкий, китайский, французский таджикский и другие.
9 ученик .Сорок четвертое слово
Худший человек из числа людей — это человек без стремлений. Но стремления бывают различны. Одни интересны, надежны, другие пусты. Например, все хотят, чтобы их хвалили; я кстати и некстати душа просит похвалы.
Человек общается и делится мыслями с людьми своей работы, своего круга.
Больше всего желают люди славы и почета.
Другие жаждут богатства. «Добуду, — думает такой-то, — скупостью, хитростью добуду — все равно как. Ведь богатых не винят». «У богача всегда светлое лицо», — говорит пословица.
Будь собакой и лай, но если ты богат, никто с тобой не будет спорить. Так думают люди, полагая, что богатство даст им пользу и славу. Так думают многие казахи, но это не совместимо с истиной.
Другие хотят прослыть храбрецами или совершить паломничество в Мекку и надеть зеленую чалму. Третьи хотят получить звание муллы, четвертые хотят прослыть хитрецами, пятые хотят, чтобы их считали
знатоками какого-нибудь дела — и все эти люди хотят только поважничать перед пародом. Они щупают пульс казаха, стараются узнать, какое дело ценится сейчас больше всего, и сломя голову бегут приняться за это дело.
Нот тут истинного порыва, чистой души. Люди заискивают у людей, а не думают о чистоте своей души, и много у них в душе задоринок и зарубок, и разводится в ней грязь желанья легкой наживы.
И я вот смотрю на людей и не знаю, с кого брать пример и у кого учиться.
10 ученик. Сорок пятое слово
Доказательством существования бога считается то, что вот уже тысячелетия люди на различных языках говорят о существовании всевышнего.
Сколько бы ни было религий, во всех считается, что богу присущи справедливость и любовь.
Мы. смертные, сами не создатели и все понимаем по созданным вещам.
Мы тянемся к справедливости, к любви, и человек отличается от другого постольку, поскольку он понял мудрость аллаха.
Начало человечности — любовь, справедливость, чувства. Это всегда нужно и во всем нужно. Это дело — всевышнего создателя. Даже в том, что жеребец овладевает кобылицей, есть уже зачатки какой-то любви.
Мы сами не создаем пауку, мы познаем мир, который мы видим. Тот, у кого больше знаний, любви, справедливости, — тот мудрец, тот ученый, тот овладел миром.
11 ученик.Абай убежден, что нравственность человека не зависит от природы, она связана с воспитанием. Он неоднократно подчеркивает эту мысль в «Словах назидания» и стихах:
11 ученик:
Пока не знаешь — молчи. Пока блуждаешь — молчи.
Не тешься блеском парчи, пустых забав не ищи.
Чтоб человеком ты был, и вровень с веком ты был,
И нe жил бы суетой, ты пять врагов покори
И пять друзей избери. Злословье, ложь, хвастовство,
Тщету пустую и лень смети с пути своего.
12 ученик Правдивость, ясная мысль, упорство, скромность и труд —
Доверься — не предадут.Будь чистым, зла сторонись,
К деяньям светлым стремись, чтоб разум жил добротой.
Пускай учeным не стал, пусть выпал жребий иной,
Но в жажде знанья залог твоей дороги прямой.
13 ученик.Мыслитель Абай вот уже почти два столетия восхищает различные поколения людей глубиной своей мысли и яркостью языка. Его известность переступила границы Казахской земли, а его талант стал достоянием всего мира.
Будь разборчив в пути своем ...Будь разборчив в пути своем;
ЕСЛИ ТЫ талантлив - гордись и надежным лишь кирпичом
В стену строящуюся ложись. Убегающий - видит путь,
Догоняющий - вслед спешит. Воля с разумом их ведут.
Ученик 14 Справедливость - вот свет души. Если воля есть, ум живет. Доброты же и правды нет, -Впереди огонь, сзади лед, И никак не уйти от бед. Удержи корысти порыв, Похвалы не ищи - смотри, Недостатки искусно скрыв, Лишь в борьбе победу бери. Волю дав хвастовства словам, Не мечтай других превзойти. Возбуждая зависть, и сами Оступиться можешь в пути. Тверже ногу, шагай смелей, -И тогда не погибнет труд. Речи тех, кто учит детей, Как зерно, в земле прорастут.
15ученик. В стихах Абая звучит тревога за судьбу, будущее своего народа. Время – пряди тумана вдоль гребней гор. Ты с надеждой глядишь в туманный простор,
Ты следишь за потоком безликих дней, Вечной сменою их утомляя взор. В творениях Абая явно прослеживается мечта поэта увидеть свой народ просвещенной, развитой и независимой нацией.
Великий Абай не застал зарю независимости, но его потомки строят сегодня свое суверенное государство. Произведения Абая вдохновляют молодое поколение казахов на служение своему народу, поддерживают в нем стремление к просвещению, знаниям, к развитию наций через культуру. Они всегда актуальны. Жизнь Абая, «…который боролся с тысячами один», - пример непреклонного поиска правды и справедливости для потомков.
Абай, утверждая, что «поэзия – властитель языка…», сам был повелителем поэзии, «сыном не только отца, своего народа, но и всего человечества».
16 ученик. Великий сын казахского народа, Абай Кунанбаев, оставил в наследие прекрасные творения. В них воплощена вся его жизнь, его мечты о светлом будущем. Его пламенные стихи и мудрые «Слова назидания» никогда не утратят своей силы и свежести. Абай вечно с народом.
Песнь его по степи летит! Возносится до горных кручей!
На снежных пиках в вышине. И на скалистой крутизне
Мы видим след певца могучий! Так будем же достойны незабвенной памяти Абая! Да не померкнет в веках его гений!
Мой Абай
Полная версия материала