Тема: «Мастерство Жуковского-сказочника.» (по сказке о царе Берендее…)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: содержательная -1) продолжить знакомство учащихся с личностью В. А. Жуковского - сказочника, его краткой биографией; деятельностная - 1) развивать коммуникативные
навыки путем формирования коммуникативной компетенции, умение работать в команде,
2) закрепить навык выразительного чтения, умение найти главное в тексте); 3) совершенствовать формирование умения работать с текстом.
Планируемые результаты:
предметные: знать теоретические сведения о В. А. Жуковском и его сказки «О царе Берендее…»; отличать произведение Жуковского от других литературных произведений; обращаться к сказкам В. А. Жуковского в разных ситуациях речевого общения, выбирать сказки из ряда других произведений для самостоятельного чтения, использовать выдержки из сказок В. А. Жуковского в устных и письменных высказываниях;
коммуникативные: принимать участие в работе парами и группами, договариваться, приходить к общему решению; управление поведением партнера – контроль, коррекция и оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
личностные:воспитание положительной мотивации к учению; смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (что побуждает, для чего).
Средства обучения: интерактивная доска,компьютер, учебная презентация, учебник.
Межпредметные связи: живопись, музыка.
Технологии: критическое мышление.
Ход урока:
Этап 1. Организационный
1.Организация начала урока
Словесный, метод мотивации учебной деятельности-внимание, уважение к окружающим; планирование учебного сотрудничества.
Психологический настрой детей на урок.
- Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.
Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
2.Активизация познавательной деятельности
Цель: вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
3.Слово учителя. «Первое впечатление о человеке мы получаем, глядя на его внешность. Перед вами портрет поэта, о котором А.С. Пушкин сказал: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…»
Проблемный вопрос: Кто этот человек?
А)Работа с портретом
Беседа по вопросам:
- Что вы узнали о нем? Чем он прославился? Построение развернутого ответа на поставленный вопрос. Называют предполагаемые черты характера-добрый, мудрый, серьезный, спокойный, задумчивый.
- Всмотритесь в это лицо «в нём не было ни лжи, ни раздвоенья». Поистине как голубь чист и цел он духом был…» -, писал Ф.И. Тютчев.
–Действительно, всё в этом портрете подчинено раскрытию внутреннего облика поэта: его задумчивый, романтический взгляд.
Ученики рассматривают портрет Жуковского (слушают, предполагают, сопоставляют.)
- Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс.
- Какие вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор
Василий Андреевич Жуковский?-(дети отвечают)
- Ребята, вспомните, откуда эти строки?
«Жил-был царь Берендей до колен борода. Уж три года был он женат и жил в согласье с женою, но все им Бог детей не давал…»
Ответ учеников: «Перед нами автор «Сказки о царе Берендее...»
Слово учителя: Ребята, а сможем ли мы сформулировать тему нашего урока? О ком пойдет речь сегодня? (В.А.Жуковский«Сказка о царе Берендее»)
Ученики Ализа и Тагир выступают с презентацией.
Слово учителя.Тема сегодняшнего урока: «Мастерство Жуковского-сказочника (по «Сказке о царе-Берендее»)
- Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Как будем работать?
Учащиеся формулируют предполагаемую тему урока
составляют план своей деятельности, направленный на получение знаний и умений, предполагают, что будут работать в группах,записывают в тетрадь тему урока.
5.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
6.Слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством В.А.жуковского.Что вам нужно было сделать дома? Повторить биографию Жуковского,найти дополнительный материал.
Каждая группа составляет кластер
Поэт Писатель Учитель А.С. Пушкина Великий сказочник
Родился в Тульской губернии
Выступление спикеров.
Слово учителя. Итак, ребята, мы знаем, что Жуковский был великим сказочником.А какие еще его сказки вы читали?
А что такое сказка?
Как вы думаете, сколько лет люди читают сказки?
А на какие виды делятся сказки? Расскажите о них.
Целеполагание.
Сформулируйте цель и задачи нашего урока.
6.Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.-
3.Работа с учебником по статье (стр. 70-71).
- Найдите в статье учебника высказывание В.Г.Белинского о В.А.Жуковском?
- Как вы понимаете слова «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина»
Проблемный вопрос:
- Что объединяет этих великих людей?
- Кто знает, как повлиял Жуковский на творчество Пушкина?
Отвечают на вопросы
Находят, зачитывают высказывание и объясняют
6. Вопросно-ответная беседа по сказке
Как царь оказался у колодца? Почему напившись воды, он не смог поднять голову? Как автор описывает Кощея Бессмертного?
Найдите в тексте этот отрывок и прочитайте. Какой откуп попросил Кощей Бессмертный у царя?
Почему царь согласился? (Он не знал про сына) Что же увидел царь, когда вернулся в свое царство?Как он отреагировал на это известие? Найдите в тексте слова, которые описывают чувства царя. Прочитайте? Как Кощей потребовал отдать долг? (Иван-царевич охотился и встретил в лесу Кощея) Как решил поступить царевич, после того как отец ему все рассказал? Как произошла первая встреча Ивана-царевича с Марьей- царевной? Какой совет дала Марья-царевна Ивану? Как вы думаете, почему Марья-царевна решила помочь царевичу? Помог ли царевичу ее совет? Как принял Ивана-царевича Кощей Бессмертный?
Работа с иллюстрацией.
Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? Опишите, как выглядит Кощей Бессмертный? Найдите в тексте и прочитайте отрывок, где его описывает Жуковский. Каким мы привыкли видеть Кощея Бессмертного на картинках? Кто из героев противопоставлен Кощею Бессмертному? Обоснуйте свой ответ. Опишите, как выглядит Иван-царевич? Как называется оружие, которое находится за спиной у Ивана- царевича (Лук и колчан со стрелами)
Учащиеся заполняют в группах ВЕНДИАГРАММУ
КощейИван-царевич
Умение соотносить свою часть работы с общим замыслом (Л).
умение рационально организовывать самостоятельную деятельность(Р)
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками (К)
Подведение итогов
Какой эпизод изобразил художник?
Найдите в тексте отрывок, который соответствует этому эпизоду?
Составление плана
Какие основные события происходили в сказке? На какие основные части можно разделить эту сказку?
Давайте озаглавим каждую часть и запишем в тетрадь план.
1) Поездка царя.
2) Колодец в лесу.
3) Встреча с Кощеем.
4) Неожиданная весть.
5) Иван-царевич встречается с Кощеем.
6) Царевич собирается в дорогу.
7) Встреча Ивана с Марьей-царевной.
8) Иван-царевич у Кощея
Понравилась ли вам сказка Жуковского? Почему?
7.Синквейн Ребята, предлагаю подвести небольшой итог нашего урока в виде синквейна. Ключевое слово «Жуковский»-работа в группах. Зачитайте, что у вас получилось
Ребята в группах обсуждают, составляют синквейн в течение 1 минуты, зачитывают
(слово-подсказка для синквейна: Жуковский Сказочник Переводчик Воспитатель Портрет)
Представители групп зачитывают получившиеся синквейны по очереди
Молодцы, ребята! (3 хлопка) Вы сегодня здорово поработали!
Проанализируйте работу друг друга на уроке и поставьте баллы в оценочный лист
Ученики заполняют оценочные листы
10.Домашнее задание
1.Найти в «Сказке о царе Берендее…» Жуковского сказочные элементы.
На выбор:
2. Подготовить выразительное чтение отрывка из сказки (на выбор)
Записывают домашнее задание
4.Рефлексия ( умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации) .Древо знаний. Предлагаю вам подвести итог нашей работы и подарить древу знаний еще много-много листочков, на которых вы оцените себя и напишите, что удалось у вас на сегодняшнем уроке? Чем запомнился этот урок?Что нового вы узнали для себя?
Самооценка работы на урока
Ребята, спасибо за урок! (три хлопка)
Мастерство Жуковского-сказочника
Полная версия материала