Пояснительная записка
В современном мире обучение требует современных и новаторских подходов. Успешность современного образования невозможна без пересмотра традиционно - образовательного процесса. Изучив соответствующую методическую литературу, я определила для себя несколько взаимосвязанных между собой технологий: метод игровых технологий, методику применения аудиовизуальных средств и информационно – коммуникационные технологии. Думается, что актуальность моей работы состоит в том, что с развитием новых технологий необходимо разнообразить учебный процесс, повысить интерес учащихся, а для этого нужно найти и подобрать дополнительный материал, чтобы сделать свои уроки яркими, запоминающимися и интересными – это могут быть такие нестандартные формы уроков, как урок-интернет, урок-проект, урок-игра и т. д. ; дидактические игры, презентации- вот та деятельность, над которой необходимо работать, усовершенствуя знания, умения и навыки обучающихся.Деловые игры на уроках экономики являются эффективными средствами активизации познавательных процессов у обучающихся.
Мною представлен урок по дисциплине : «Основы экономики» для студентов специальности: «Механизация сельского хозяйства». Тема урока: «Общая характеристика рыночной экономики и микроэкономики». Основная задача урока – обобщение и закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков по разделамв игровой форме с разбивкой на 4 команды, а также наглядное подтверждение практической направленности знаний и применение их на практике в реальной жизненной ситуации на примере создания рентабельного предприятия. Урок разделен на несколько этапов. На первом этапе происходит включение обучающихся в занятие, дается установка на участие в команде, происходит настрой обучающихся на реализацию задач урока и терминологическая разминка по закреплению базовых знаний по пройденным темам. Далее обучающие внедряются в роль сотрудников предприятия по производству самолётов - деловая игра «Самолётики». Обучающиеся не получают готовые знания, они сами определяют цели и задачи занятия. На этапе овладения новым знанием они имеют возможность пополнить свои знания новыми и зафиксировать их.
На следующем этапе урока учащимся предоставляется возможность защитить
свои бизнес- проекты перед оппонентами и ответить на все вопросы аудитории. Главный фактор оценки- рентабельность и экологическая безопасность предприятия.Такая форма организации урока позволяет учащимся показать знание экономики района, экономические основы предпринимательства.
В третьей части урока происходит закрепление полученных знаний путем работы учащихся с заданием в виде теста, в ходе решения которого определяется, смогут ли обучающиеся создать свою фирму. Также учитель дает домашнее задание, в котором необходимо придумать проект по улучшению экономического состояниярайона.
Разработка такого урока требует большой затраты сил, энергии и времени, но с лихвой окупается позитивной мотивацией и интересом учащихся к учебно - познавательной деятельности. Оболочка урока проста и понятна и мне очень хочется надеяться, что разработанный мною урок будет востребован учителями экономики.
Сабақтың жоспары
План урока
Пән: «Экономика негездірі»
Предмет: «Основы экономики»
Сабақтың тақырыбы:
Тема занятия: «Общая характеристика рыночной экономики и микроэкономики»
Сабақтың турі:
Тип занятий: комбинированный
Сабақтың турі:
Вид занятия: урок обобщения и закрепления знаний
Сабақтын мақсаттары:
Цель урока: Иметь чёткое представление о бизнес-плане и умение составлять его; овладеть умением распределения деловых функций.
Міндеттері:
Задачи:
образовательная – обобщение и закрепление ранее полученных знаний, умений и навыков по данным разделам.
развивающая- формирование умений логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли, наблюдать эксперимент и по его результатам делать выводы, умение обобщать, умение анализировать ответ товарища, давать оценку и умение работать в группах.
воспитательная – воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг к другу, обеспечивать доброжелательное отношение к учащимся со стороны преподавателя, в сочетании с требовательностью; уважение к труду, умение высказывать и отстаивать собственную точку зрения; воспитание коллективизма и коммуникабельности.
Пәнаралық байланыс:
Межпредметная связь : Основы предпринимательской деятельности, рыночная экономика, психология, самопознание.
Көрнекі құралдар:
Оборудование: интерактивная доска, муляж книги, карточки с заданиями, белые листы бумаги А-4, ручки, цветные карандаши, ножницы, алфавит, конверты и звёзды разных цветов .
Ресурсы: ролик «Мотивация в команде», видеоролик «Верь в себя».
Эпиграф: «Экономическая безграмотность становится сильнейшим
тормозом на пути развития рыночных отношений».
Н.А. Назарбаев
Сабақтың барысы:
Ход урока:
1. Организационный момент.
Вступительное слово преподавателя и настрой обучающихся на реализацию задач урока. Просмотр ролика: «Мотивация в команде».
2. Подприем «Прочитать зашифрованную фразу» (Каждому числу соответствует буква алфавита)
3112 16 1516 14 1012 1 -15 1 2112 1 31 8 151 33.
Экономика – наука важная.
3. Терминологическая разминка «Книга знаний».
В муляж книги помещены карточки, на которых написаны изученные термины. Студенты должны вытащить карточку и быстро объяснить значение термина.
4. Деловая - игра «Самолётики»
Каждая группа на рынке самолетов — это отдельное предприятие по их производству. А для производства необходимы ресурсы.
Ресурсы для каждой фирмы будут:
шесть листов бумаги,
одни ножницы,
цветные карандаши,
ручки
— Фирм много, а значит, на рынке будет наблюдаться конкуренция.
Задача студентов:произвести из имеющихся у вас ресурсов как можно больше самолетов.
Требования к качеству самолетов:
У каждого самолета должно быть три иллюминатора.
Должна быть маркировка производителя.
Должна быть символика нашей республики (например, флаг).
Время производства:3 минуты.
Игра проходит в 2 этапа.
5. Беседа с аудиторией по выполненной работе
- Где ещё в экономической жизни общества встречается разделение труда?
Приведите примеры.
- С какими проблемами вы столкнулись при работе над выпуском самолётов?
6. Тренинг «Путанница»
В словах перепутаны буквы. Переставьте буквы так, чтобы получились слова. Полученный ряд назовите одним словом:
А) гоуль, ётрышах, возда, кистан, дслак;
Б) коломо, винад, собалка, жтедкот, стюмок;
В) забар, варот, цавдопре, потелькупа, ляговорт, геньди;
Г) нокры, биснез, приедятприе, быльпри, персочениство;
Верный ответ:
А) уголь, шахтёры, завод, станки, склад – ресурсы
Б) молоко, диван, колбаса, коттедж, костюм – товары
В) базар, товар, продавец, покупатель, торговля, деньги – рынок
Г) рынок, бизнес, предприятие, прибыль, соперничество – конкуренция
7. Презентация и защита бизнес-планов
Выступление учащихся с их бизнес-планами. Ответы на вопросы аудитории.
Представление бизнес-плана своей фирмы (домашнее задание)
Общая структура бизнес-плана должна придерживаться следующих основных
разделов:
1. Резюме.
2. Описание фирмы.
3. Описание продукции (услуг).
4. План маркетинга.
5. Производственный план.
6. Организационный план.
7. Финансовый план.
8. Направленность и эффективность проекта.
9. Риски и гарантии.
1. Резюме
Резюме – это самостоятельный рекламный документ, так как в нем содержатся основные положения всего бизнес – плана. Это будет единственная часть, которую будут интересовать ваших будущих потенциальных инвесторов. А инвестор захочет прежде всего узнать следующую информацию: размер кредита, для какой цели, предполагаемые сроки погашения, гарантии, кто еще собирается инвестировать проект, какие собственные средства есть.
2. Описание предприятия и отрасли
В данном разделе описываются:
- Общие сведения о фирме.
- Финансово-экономические показатели деятельности фирмы.
- Структура управления и кадровый состав.
- Направления деятельности, продукция.
- Партнерские связи и социальная активность.
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе вы должны дать определение и описание тех видов продукции или услуг, которые будут предложены на рынок. Опишите основные характеристики вашей продукции, при этом сделайте акцент на преимуществах, которые ваша продукция несет потенциальным покупателям.
Важно, чтобы вы подчеркнули уникальность Вашей продукции или услуг: новая технология, качество товара, низкая себестоимость или какое-то особенное достоинство, удовлетворяющее запросам покупателей. Также необходимо, чтобы вы подчеркнули возможность совершенствования данной продукции (услуг).
4. План маркетинга.
План маркетинга необходим, чтобы потенциальные клиенты превратились в реальных. Этот план должен показать, почему клиенты будут покупать вашу продукцию или пользоваться вашими услугами. Вам необходимо продумать ценообразование, схему распространения товаров, рекламу, методы стимулирования продаж, организацию послепродажного сопровождения, формирования имиджа.
5. Производственный план
В этом разделе должны быть описаны производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на вашей фирме. Здесь вы должны рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, их расположением, оборудованием, персоналом.
6. Организационный план
В данном разделе объясняется, каким образом организована руководящая группа и описывается основная роль каждого ее члена. Показывается команда управления проектом и ведущие специалисты, правовое обеспечение, имеющиеся или возможные поддержка и льготы, организационная структура и график реализации проекта. В этом разделе должны быть представлены данные о ваших партнерах, их возможностях и опыте.
7. Финансовый план
Цель раздела – показать основные пункты из массы финансовых данных. Здесь даются нормативы для финансово-экономических расчетов, приводятся прямые (переменные) и постоянные затраты на производство продукции, калькуляция себестоимости продукции, смета расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования, рассчитывается таблица расходов и доходов.
8. Направленность и эффективность проекта
В разделе указывается направленность и значимость проекта, показатели эффективности его реализации.
9. Риски и гарантии
Показываются предпринимательские риски, приводятся гарантии возврата средств партнерам и инвесторам.
Бизнес-планы оцениваются по следующим критериям:
- Реалистичность.
- Целесообразность.
- Эффективность.
- Экономическая и юридическая обоснованность.
- Оригинальность бизнес-плана.
- Качество презентации
- Соблюдение регламента
8. Тест : «Способны ли вы создать свою фирму?»
“Способны ли вы создать свою фирму”.
Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.
- Определите, насколько Вы решительны
а) быстро и четко выполняете;
б) все делаете осторожно и осмотрительно;
в) быстро принимаете решения, но порой допускаете ошибки;
г) вы всегда чего-то боитесь. - Являетесь ли вы лидером
а) вы сильный, уверенный;
б) вы правильно отдаете распоряжения;
в) вы – ведущий;
г) вы ведомый. - Насколько вы ответственны
а) вы ко всему относитесь ответственно;
б) вы стараетесь выполнять все поручения, хотя и иногда протестуете;
в) Вы не любите указания и поручения;
г) вы стараетесь всегда уклониться от поручения. - Ваше отношение к людям
а) вы ко всем относитесь с уважением и добротой;
б) вы достаточно вежливы;
в) вам иногда бывает трудно общаться с людьми;
г) вы постоянно ругаетесь. - Определите Ваши организаторские способности
а) вы можете убеждать людей;
б) вы способный организатор;
в) ваши организаторские способности оставляют желать лучшего
г) вы плохой организатор - Насколько вы упорны
а) вы всегда добиваетесь своих целей;
б) вы стараетесь по мере возможности;
вы упорны и решительны;
г) вы не любите упираться. - Насколько Вы инициативны
а) вы стараетесь взять дополнительную работу
б) вы четко и своевременно выполняете свою работу, проявляете смекалку и находчивость.
в) вы стараетесь все делать самостоятельно без указаний и напоминаний;
г) вы ничего не делаете без указаний.
Подсчитайте баллы: за выбранный ответ а) 4 балла, б) 3 балла, в) 2 балла, г) 1 балл
Критерии:
ниже 12 баллов – вероятность, что вы в ближайшее время откроете фирму низка;
от 12 до 18 баллов – ваши способности по открытию фирмы – средние;
от 18 до 24 баллов – у вас высокие возможности для открытия фирмы, попробуйте;
выше 24 баллов – ваш потенциал очень высок.
9. Домашнее задание – Создать проект по улучшению экономического
состояния нашего района.
10. Рефлексия.
– Какой жизненный урок вы получили сегодня?
– Какие открытия сегодня вы сделали?
– Есть ли у вас еще новые идеи, планы?
– Можно ли сегодня открыть в нашем районе , городе те фирмы, о которых вы нам сегодня рассказали?
Статистический опрос. Перед вами конверты и звёздочки зелёного, жёлтого и красного цветов. Положите в конверт те звёздочки, которые соответствуют вашей оценке урока.
Как чувствовали себя на уроке?
Хорошо – зелёный
Удовлетворительно – жёлтый
Плохо – красный
Как вы считаете, сегодняшняя форма проведённого урока способствует лучшему усвоению нового материала?
Да – зелёный
Не знаю – жёлтый
Нет – красный
Как вы считаете, какие качества помогает вырабатывать данная форма проведённого урока?
11. Подведение итогов, комментарий оценок
12. Просмотр видеоролика : «Верь в себя»
Список использованных источников
1. М.Х. Айдарханов «Основы экономической теории», Издательство «Фолиант», Астана – 2007г.
2. Твоческие работы(проекты учащихся)
3. Шарипов С.А., Колпаков П.А. Учебное пособие ФГОУ «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса» «Экономическая теория» Казань 2003г
4. Н.А. Заиченко .Учебное пособие для учителя «Опорный конспект школьника по экономике» Москва. Издательство «ВИТА» 2006г
5. https://bizness-plan.jimdofree.com/%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BD/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/
6.И.В.Липсец .Учебник «Экономика»часть 2,М.-«Вита»,2000г
7.https://smallbusiness.ru/library/kak_podgotovit_i_provesti_prezentatsiyu_biznes-plana.html