Начиная с 2012 года в автономных образовательных учреждениях «Назарбаев Интеллектуальных школах» Республики Казахстан внедрили концепцию критериального оценивания достижений учащихся.
Критериальное оценивание - это процесс, основанный на сравнении результатов обучения учащегося с помощью четко определенных критериев, которые знакомы всем участникам образовательного процесса (учащийся, администрация школы, родители, законный представитель и др.) и соответствуют результатам обучения, целям и содержанию обучения.
Модель критериального оценивания, направлена на развитие обучающегося, повышение его заинтересованности в обучении. При критериальном оценивании: ученик становится реальным субъектом в результате своего обучения; учитель от своей роли становится в роли «судьи последней инстанции» консультанта, специалиста. Термин «критериальное оценивание» был впервые использован Робертом Глейзером (1963). Критерий - это меры, которые реализуют задачи обучения, а именно список действий, которые учащиеся могут выполнять во время своей работы.
Оценивание является неотъемлемой частью процесса обучения, важным элементом педагогического процесса состоящий из всестороннего понимания процесса обучения и его результатов. Оценивание один из методов который помогает определить, улучшить и скорректировать уровень обучения, квалификации или личного развития студентов в образовательной программе. Результаты обучения учащихся осуществляется с помощью системы оценивания, которая состоит из различных видов качественного и количественного оценивания, инструментов, методов и форм.Это процесс, который не только суммирует окончательные результаты обучения, но также наряду с процессом обучения он является полным и непрерывным.Так как процесс оценивания влияет на улучшение процесса обучения, они тесно связаны друг с другом, что помогает обновлять методику образования и совершенствовать опыт образования и обучения.Использование критериальных подходов значительно повышает уровень объективности и доступности успеваемости студентов. Что является на сегодняшний день очень актуальным.Необходимы критические подходы к оценке образовательной деятельности современных школьников, такие подходы помогут создать обратную связь, позволят всем участникам учебного процесса увидеть критерии и результаты обучения.Значение системы оценивания не применяется только во время оценки, она также выполняет контрольно-диагностические взаимосвязи успеха и результатов образовательного процесса между учителями, учениками и родителями.
При оценке образовательных достижений важно добиться полученных результатов и достичь запланированных целей во время обучения.Цель системы критериального оценивания в системе среднего образования - предоставить достоверную информацию о прогрессе учащихся на основе критериев оценки и представить ее всем участникам, улучшая процесс обучения.
Методологические основы системы критериального оценивания являются технологией критериально-ориентированного оценивания В.П. Беспалько.Основные правила его теории критериального оценивания являются параметры условия обучения, которые прикреплены и основаны на традиционном образовательном процессе (методы передачи информации и т.д.), а не прикрепленные параметры обучения остаются результатом обучения. Основываясь на правилах, разработанных американскими психологами Дж. Кероллом и Б. Блумом, результат обучения можно рассмотреть по фиксированным, зарегистрированным параметрам, а В.П. Беспалько же пытался изменить подходы к системе оценивания.В этом случае, в соответствии с теорией американских психологов, для достижения результатов заданных критериев у всех студентов параметры условий образования меняются в параметры других условий обучения.
Российские ученые (И.С. Фишман, Г.Б. Голуб) рассматривают организационный алгоритм формулировки оценивания учителя следующим образом: путем определения запланированных результатов обучения организовать путь достижения к этому, а также предлагают студентам достичь запланированных результатов обучения с помощью механизма обратной связи.
Критериальноеоценивание основана на работе вышеуказанных ученых.«В традиционной педагогике понятие оценки является односторонним качественным показателем образовательного процесса, но по мнению И.П. Подласого, оценка - это связь между конкретными знаниями и навыками и предлагаемыми для приобретениязнаниями, навыками и умениями.Преподаватель оценивает эффективность учебной деятельности студента по количеству правильных ответов.Результаты тестирования и контроля являются единственным источником информации об уровне знаний и умений учащихся.Тем не менее, на сегодняшний день педагоги проводят исследования по улучшению функции оценки, чтобы понять значение оценки не только в одностороннем, но и в более содержательном ее понимании. В рамках уровневой программы курсов повышения квалификации для учителей в нашей стране оценивание в школьной практики также рассматривается как модуль «оценивания для обучения и оценивание обучения».
Учитель истории КГУ ОШ №160
Орымбай Фариза Ануарбеккызы