Подраздел | ЧТЕНИЕ и ПИСЬМО |
Цель обучения | 9.3.6.1 анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения 9.4.1.1 создавать тексты научного стиля (статья, тезисы); 9.5.2.1 использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения |
Критерий оценивания |
|
Уровень мыслительн.навыков | Понимание Применение Анализ |
Время выполнения | 30 минут |
Прочитайте текст. Выполните задания.
«Белое облако Чингисхана»
Идя походом на завоевание Запада, ведя за собой через великие азиатские пространства народ-армию, Чингисхан в сарозекских степях учинил казнь — предал повешению воина-сотника и молодую женщину-золотошвейку, вышивальщицу триумфальных шелковых знамен с огнедышащими драконами на полотнищах…
К тому времени большая часть Азии была уже под пятой Чингисхана, поделена на улусы между его сыновьями, внуками и полководцами.
Чингисхан всегда ехал особняком — впереди всех. Не любил Повелитель Четырех Сторон Света многолюдья возле себя, любил больше молчать, смотреть вперед и думать о делах.
Но самым примечательным было не окружение Чингисхана. Нет, примечательным в том походе было совсем другое. Над головой Чингисхана всю дорогу, заслоняя его от солнца, плыло облако. Куда он — туда и облако. И никому невдомек было, — что то есть знамение — так являло Небо свое благословение Повелителю миров.
Появление облака было предсказано неким странствующим прорицателем, которому Чингисхан однажды дозволил приблизиться к себе. Он сказал, что облако будет перстом Верховного Неба, благословляющего его высочайшее положение на земле. Но Чингисхану надобно беречь это облако, ибо, утратив его, он утратит свою могучую силу…
Вся жизнь степного властелина его империи была целиком подчинена дьявольской страсти — все новых и новых завоеваний, все новых и новых покорений земель и народов. Идти, побеждать и покорять земли повелевал великий хаган, и тому предстояло быть….
Чингисхан был в высшей степени человеком дела, расчетливым и прозорливым. Готовясь к вторжению в Европу, он прикинул, предусмотрел все до мелочей. Через верных лазутчиков и перебежчиков, через купцов и пилигримов, через странствующих дервишей, через деловых китайцев, уйгуров, арабов и персов выведал все, что следовало знать для продвижения огромных воинских масс, — все наиболее удобные пути и переправы. Им были учтены нравы и обычаи, религии и занятия жителей тех мест, куда двигались его войска. Писать он не умел, и все это приходилось держать в уме, соотнося пользу и вред всего, что ждало его в походе. Только так могла быть достигнута слаженность в деле и, самое главное, неукоснительная, железная дисциплина, только так можно было рассчитывать на успех. Чингисхан не допускал никаких послаблений — никто и ничто не должны были быть помехой главной его цели — завоеванию Европы.
Вот уже семнадцатый день, как Чингисхан, находясь в пути, в походе на Запад, испытывал особое, небывалое состояние духа. Внешне великий хаган держался, как и всегда, как подобало его особе, — строго, отчужденно, подобно соколу в часы покоя. Но в душе он ликовал. Главной причиной его душевного торжества было то, что вот уже семнадцатый день, с утра и до вечера, над головой Чингисхана плыло в небе белое облако — куда он, туда и оно. Сбылось-таки вещее предсказание прорицателя. Белое облако — послание Неба Небесному Сыну, знак одобрения и благословения, провозвестник великих грядущих побед.
В то утро казнили сотника и его возлюбленную, которая родила ребенка. Нельзя было рожать в походе.
Во время казни этих двоих Чингисхан был суров и молчалив, как, впрочем, и положено быть тому. Но никто не предполагал, что творилось у него на душе. Тревожно и тщетно обозревал хаган небеса, прислонив дрожащую ладонь к глазам, нет, не задержалось, не отстало в пути белое облачко, не было его ни впереди, ни позади. Так неожиданно исчезло оно, сопровождавшее его белое облачко, вместе со смертью сотника и вышивальщицы. Больше облако не появилось ни в тот день, ни на второй, ни на десятый. Облачко покинуло хагана.
Дойдя до Итиля, Чингисхан понял, что Небо отвернулось от него. Дальше он не пошел. Отправил завоевывать Европу сыновей и внуков, сам же вернулся назад в Ордос, чтобы здесь умереть и быть похороненным неизвестно где.
Задание № 1. Определите, истина или ложь содержится в утверждениях. Ответ напишите рядом (+/-) с предложением И /Л
Утверждения | И | Л |
1.Автор называет Чингисхана «Повелитель Четырех Сторон Света», «Повелитель миров», «Великий хаган», «Владыка мира». | ||
2. Появление облака было предсказано неким жасаулом. | ||
3. Золотошвейка –это ювелир | ||
4. Облачко покинуло Чингисхана из- за того, что он нарушил закон жизни ради военных побед. | ||
5. Казни подверглась молодая женщина-золотошвейка, которая вышивала одежду великого хагана. |
Задание № 2. Какова авторская позиция в отношении к главному герою? Заполните таблицу ПОПС
- Я считаю, что…
- Потому что …
- Я могу это доказать это на примере …
- Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…
Задание № 3. Напишите тезисы (не менее 8-ми) на одну из предложенных тем: «История и личность:Аль-Фараби», «История и личность:Абылай-хан» «История и личность:Абай Кунанбаев» «История и личность:Абулхаир-хан» «История и личность:Чингисхан» «История и личность:Тауке хан» «История и личность:Касым-хан»
Критерий оценивания | № | Дескриптор | Балл |
анализирует содержание художественных произведений, | 1 | находит 3 истинных и 2 ложных утверждения |
5 |
Выявляет авторскую позицию, оценивает содержание произведения, выражает свое мнение | 2 | Заполняет таблицу ПОПС | 4 |
создает текст научного стиля (тезисы); | 3 | Пишет тезисы не менее 8 | За каждый тезис 1 балл |
соблюдает лексические и орфоэпические нормы | 1 | ||
использует простые и сложные предложения | Использует простые предложения | 1 | |
Использует сложные предложения | 1 | ||
Всего | 20 |