« Я, учитель …., глубоко сознаю свою ответственность
перед будущим нашим обществом… перед
Человечеством. Моя высочайшая ответственность в
том, чтобы ковать счастье моего ученика, всего
общества, способствовать процветанию и
развитию жизни на Земле.»
Ш.А.Амонашвили
Современная школа не остается в стороне от перемен, происходящих в обществе. Работая в стенах своей родной школы я поняла, что научить детей – это еще не значит дать им максимум знаний, умений и навыков, это значит помочь детям понять смысл учения.
Школа в переводе с латинского языка – лестница, которая имеет свои ступени. И учитель должен помочь своим ученикам подняться по этой лестнице, через тернии – к звездам, преодолеть все трудности и познать радость открытия.
Неоценима роль учителя в становлении и развитии личности свободной, образованной, нравственно и духовно здоровой, интеллектуально развитой. Интеллектуальное развитие происходит на ранних стадиях становления личности. Возрастные особенности детского интеллекта, результаты новейших исследований в области психологии и педагогики, опыт практической работы – все это дало возможность создать систему комплексного интеллектуального развития (по которой я работаю в течение 3-х лет) в процессе обучения их биологии.
Задача, которая стоит перед современным учителем, - максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие потенциальных талантов, реализация потребностей и интересов, создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования, стремления к творчеству.
Желание ребенка учиться во многом зависит от учителя, его умения определить возможности школьника, его индивидуальность. Помня изречение Сократа: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить", стараюсь дать каждому ученику познать свои возможности.
Если у учителя есть желание отдать, то у ребенка обязательно появится желание получить. И когда это совпадает – результат прекрасен. Я желаю всем учителям этого единства.
Каждый учитель в своей работе должен взять за основу слова В.А.Сухомлинского: «…мы, учителя, имеем дело с самым нежным, самым тонким, что есть в природе, - с мозгом ребенка. Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны для того, чтобы сорвав цветок, не уронить каплю. Вот такая же осторожность нужны нам каждую минуту: ведь мы прикасаемся к тончайшему и нежнейшему в природе – к мыслящей материи растущего организма.»
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару в душе ребенка. Задача любого учителя – сформировать свободомыслящую личность. Поэтому на уроках нужно создавать такую атмосферу, чтобы ребенок научился выражать мысли свободно, делился сомнениями, переживаниями, чтобы умел адекватно оценивать свои поступки и события, происходящие вокруг. Очень хорошо, если в каждом классе между учителем и учениками сложится своя доверительная атмосфера. Пусть каждый классный коллектив обладает своим маленьким секретом, тайной, общим делом, тогда все ребята будут объединены одной мыслью, целью, происходит успешное сплочение ребят в маленькую «семью», которая перерастет потом в большой и дружный коллектив.
Учитель просто обязан быть тонким психологом, сведущим медиком, , разносторонним педагогом, терпеливым, интересным, наконец, душевно красивым человеком, чтобы успешно вести своих детей через тернии к звездам.
«Учитель готовится к хорошему уроку всю жизнь…Такова духовная и философская основа нашей профессии и технология нашего труда: чтобы дать ученикам искорку знаний, учителю надо впитать целое море света.»
В.А.Сухомлинский