Методист-психолог
ГУ «Отдел образования акимата
Житикаринского района»
Сагнаева Г.Б.
Костанайская область г.Житикара
Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних является весьма сложной и щепетильной сферой деятельности психологической службы в системе образования. Одной изсоставляющей успеха профилактической работы в данном направлении является сотрудничество и взаимодействие между психологом и педагогом-предметником, классным руководителем, социальным педагогом и другими участниками образовательного процесса.
Профилактика суицидального поведения обучающихся - это, прежде всего, предупреждение возникновения проблем развития личности, профилактики отклоняющегося поведения, помощь в решении актуальных задач социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, взаимоотношениями со сверстниками, педагогами, родителями). Миссией данного направления является - устранение социальных и психологических предпосылок, способствующих формированию суицидального поведения и суицидальной обстановки в коллективах. Данная миссия должна реализовываться через систему воспитательной работы, психолого-педагогического сопровождения, все мероприятия образовательного учреждения, направленные на сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья несовершеннолетних.
Основными двумя векторами в организации профилактической работы является:
- Общая профилактика (содействие самореализации обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, предупреждение школьной и социальной дезадаптации, сохранение и укрепление здоровья всех участников воспитательно-образовательного процесса).
- Специальная профилактика (выявление и сопровождение обучающихся, нуждающихся в особом внимании и проведение с ними индивидуальной работы).
На разных ступенях образовательного процесса, направленного на общую профилактику суицидального поведения обучающихся задачи психолого-педагогического сопровождения различны.
Для начальной школы - это ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии и воспитании ребенка, профилактика его страхов и тревог, «школьной боязни», преодоление проблем, связанных с подготовленностью к обучению в школе, обеспечение беспроблемной адаптации к школе, повышение заинтересованности младших школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, творческих способностей.
Основная школа - это адаптация к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития подростков, помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения и наркозависимости.
В старшей школе - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни. Формирование ценности жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы старшеклассников, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности.
На всех этапах обучения задачей общей профилактики является создание психологически безопасной образовательной среды, которая включает в себя:
1. Защищенность от психологического насилия (публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение).
2. Референтную значимость окружения (при её отсутствии ребенок отрицает ценности и нормы школы, стремится «покинуть» школу).
3. Удовлетворенность в личностно-доверительном общении. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении приводит к эмоциональному дискомфорту, нежеланию высказывать свою точку зрения и мнение; нежелание обращаться за помощью, невнимательность к просьбам и предложениям.
Целью специальной профилактики на первичном уровне сопровождении детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения суицидов и направлена на решении следующих задач:
- выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;
- пресечение всех видов насилия над детьми;
- работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;
- организация занятости детей;
- обучение учащихся способам проблемо-разрешающего поведения, поиску социальной поддержки, повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии;
- повышение стрессоустойчивости, обучение приемам, помогающим преодолевать стресс, снимать эмоциональное напряжение.
Вторичная профилактика заключается в предотвращении возможного самоубийства. Стратегия и тактика помощи детям и подросткам, проявляющим суицидальные намерения, привлечение специалистов в области психиатрии, взаимодействие со стационарными психиатрами которые направлены на быстрое реагирование в ситуации угрозы суицида с целью оказания скорой специализированной помощи подростку.
Целью третичной профилактики является снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.
Оценка риска суицидального поведения во многом зависит от умения педагогов видеть, слышать и понимать психические состояния обучающихся, а также факторы, негативно на них влияющие:
- знание возрастной психологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода и психотерапии;
- знания факторов и возрастных особенностей суицидального поведения, которые может использовать сам педагог для психолого-педагогической поддержки детей активного сопровождения семей, в которых проживают учащиеся группы риска;
- знания ответов на вопросы: «Что делать?», «Каким образом?», «На каких основаниях?», «Для чего?», «Какие правовые основы действий?».
При исследовании психологической атмосферы в семье, изучении личных дел учащихся, диагностическом исследовании психологической атмосферы в семье, при посещении на дому, взаимодействии с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно необходимо обратить особое внимание на:
- внутрисемейные отношения между ребенком и родителем;
- развод между родителями в семье у учащегося;
- потерю одного близкого человека из членов семьи;
- неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;
- реальные конфликты и мотивы участников конфликта;
- одиночество, недостаток внимания со стороны окружающих.
При наблюдении за состоянием психического и физического здоровья, при изучении личных дел и медицинских карт учащихся, важно обратить внимание на:
- патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости и пр.);
- соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических веществ.
Наблюдая взаимодействие в социуме, изучая межличностные отношения «учащийся - учащийся», «учащийся - педагог», важно обратить внимание на:
- отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства ребенка;
- несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;
- несправедливые требования к учащемуся;
- принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправ за разрыв отношений с ними;
- страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.
Для выявления депрессии, агрессивных и аутодеструктивных тенденций у детей и подростков с помощью психодиагностики необходимо использовать следующие диагностики:
- опросник суицидального риска (модификация Т.Н. Разуваевой);
- рисуночный тест Сильвер;
- шкала агрессии Басса-Перри;
- методика на выявление и предупреждение самоубийств (В.П. Костюкевич, А.А. Биркин, В.П. Войцеха, А.А. Кучер);
- проективные методы (рисунки на свободную тему, «Мое состояние», метод незаконченных предложений).
Коррекционно-развивающее направление в профилактике суицидального поведения детей и подростков включает в себя: коррекцию межличностных отношений в классах, формирование социально-поведенческих, коммуникативных навыков, реализацию специальных психолого-педагогических программ, направленных на формирование жизнестойкости, стрессоустойчивости, коррекцию познавательных процессов. Для этого используются разнообразные формы работы: психологические тренинги, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, развивающие занятия во внеурочной деятельности, консультации.
С целью просвещения родителей педагогу-психологу необходимо планировать выступления на родительских собраниях, информируя родителей о психологических особенностях подросткового и юношеского возраста, особенностях поведения подростка, имеющего суицидальные намерения, создании безопасной психологической атмосферы в семье. Важно усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств и оружия, информировать об имеющихся психологических, социальных и медицинских службах.
Другим направлением просветительской деятельности педагога-психолога является проведение цикла мероприятий для педагогического коллектива по повышению психологической компетентности педагогов в организации взаимодействия с обучающимися и родителями, созданию психологически безопасной образовательной среды, обучение педагогов навыкам распознавания и адекватного реагирования на признаки психоэмоционального неблагополучия обучающихся.
Процесс педагогической профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в условиях средней школы имеет главную цель – сохранение жизни и здоровья ученика, обладает сложной многоуровневой структурой, которая требует включенности всех субъектов профилактики в деятельность по своевременному распознаванию и торможению суицидальных тенденций учащихся, их специальной подготовленности и методического оснащения превентивной работы.