С начала объявления карантина в Республике Казахстан и последующего положения ЧС в стране были приняты меры срочного перевода школьников на дистанционные формы продолжения обучения. Безусловно, оперативные совместные действия всех ведомств, направлений бизнеса и рядовых граждан Казахстана воспрепятствовали неконтролируемому распространению вируса covid-19 в нашей стране. Так, каким образом школьникам было необходимо в четвертой четверти учиться дистанционно?
Давайте попробуем ответить на этот вопрос комплексно, с учётом применения современных дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ). Рассмотрим ДОТ в обучении предмета физики для 9-11 классов. Обучение в школах по указанному предмету традиционно идет по нескольким пунктам:
• Теоретические занятия (конспект темы).
• Практические занятия (лабораторный практикум, решение практических задач). Но в данном дистанционном образовании вместо лабораторного практикума ведется практические материалы.
• Самостоятельная работа школьников (разбор пройденного материала, с целью укрепления знаний, полученных на уроках, работа с литературой и Интернет-источниками).
• Контроль знаний - оценка успеваемости школьника ведется по разделам согласно календарному плану (СОР и СОЧ).
• Совещания для решения организационно-методических вопросов производится через методические объединения с помощью интернет-мессенджеров (онлайн общение, использование электронной почты, мессенджеров, программного обеспечения для организации конференций. Например, как Classroom, ZOOM, WhatsApp).
Используемая нами программа Classroom Management в ДОТ состоит из двух модулей: модуля учителя и модуля ученика, которые должны совпадать.
Ведущим модулем программы Classroom Management является модуль учителя, который может быть установлен как на ноутбук, так и на стационарный компьютер учителя.
Модуль школьника Classroom Management устанавливается на любые гаджеты. Модули учителя и школьника взаимодействуют по сети. Виртуальные классы выполняют те же функции, что и традиционные.
При создании виртуального класса в программе Classroom Management формируется модель класса, в которую учителем добавляются школьники данного класса.
Использование этой мощной и гибко настраиваемой платформы позволяет транслировать в учебный процесс следующие информационные составляющие:
• текстовый и графический материал, методические указания для выполнения практических работ;
• осуществлять контроль знаний школьников через назначение тестов различных типов: открытые тесты – без вариантов ответов, закрытые – с несколькими вариантами ответов, варьировать сложность тестовых заданий и оценку за их правильное решение.
Для обратной связи с родителями и школьниками также применяется апробированная система Kundelik, которая дает возможность обучающимся и их родителям получать всю учебную информацию оперативно. В частности, можно проанализировать успеваемость школьника согласно этапом обучения.
Таким образом, существующие современные информационные технологии практически в полной мере могут быть использованы в качестве замены очной формы образования технологиями ДОТ на время повсеместного карантина. Одним из недостатков такого метода обучения, конечно же, является невозможность работы школьника на реальном стендовом оборудовании в лабораториях. Впрочем, эти практические занятия могут быть проведены после прекращения режима ЧС и возобновления очного обучения в школах.
Во время положения ЧС учителя так же рекомендуют школьникам пытаться максимально продуктивно использовать учебное время: активно пользоваться дополнительными учебными материалами и технологиями, развивать знание языков и других полезных навыков. Огромное количество образовательного материала доступно на платформе видеохостинга Youtube или в телевизионном вешании.
Ссылки
1. https://login.kundelik.kz/ - сайт МОН РК.
2. https://www.zoom.us/ - сайт облачной системы управления конференциями Zoom.
3. https://classroom.google.com/u/0/h?hl=ru – платформа Classroom