Воспитание подрастающего поколения в лучших традициях своего народа является приоритетной задачей современного образования.
У казахского народа много прекрасных древних традиций и игр. Одним из таких является игра тогыз - кумалак. Тогыз – кумалак интеллектуальная игра, искусство логического мышления, которое можно сравнить с лучшими образцами мировой культуры. По мнению ученых археологов, игра зародилась около 4000 лет тому назад. После долгих степных переходов, так как казахи вели кочевой образ жизни, в свободное от повседневных хлопот время они с удовольствием играли в тогыз - кумалак. Эта игра развивает логическое мышление, внимательность, усидчивость, математический расчет и упорство в достижении цели.
Долгие годы игра была не заслуженно забыта. На сегодняшний день можно отметить ее интерес среди подрастающего поколения. Проводятся областные, республиканские и даже международные турниры. Через игру современная молодёжь получает этнокультурное воспитание: познает свои истоки, древнюю культуру, традиции и обычаи своего народа
Тогыз-кумалак (девять камешков) — казахская народная настольная игра. Играют двое. Для игры используют четырехугольную доску. На доске имеется 18 лунок (отау) (по девять у игрока). В промежутке между рядами вырезаны еще две большие лунки круглой или продолговатой формы (казан). В начале игры у каждого игрока в девяти лунках лежит по девять камешков (кумалак) (отсюда название игры) в каждой. Задача: собрать как можно больше камешков в свой казан. Принадлежит к семейству манкала, включающему такие игры как Вари или Калах.
Игра называется тогыз-кумалак (девять), потому что в основу 81 (9х9) и 162 (2х9х9) положено число 9, считавшееся у древних монголов и тюрков священным числом.
Каждый из двух игроков имеет по 81 шарику, а в лунки кладут по девять. Ходы делаются поочередно.
Игрок из одной из своих лунок выкладывает по шарику в разные лунки соперника. Если количество шаров в лунке противника составляет четное число, то игрок забирает шары в свой «казан», если же нечетное, шары остаются на месте. Есть в игре как нападение, так и защита, и забрать шары у противника — не такое легкое дело.
Выигравшим считается тот, кто забрал из лунок противника большее количество шаров. Если к концу игры количество шаров равно, то есть по 81 шару, игра считается ничейной. Партия может продолжаться четыре-пять часов. В ходе игры соперникам приходится использовать все четыре основных математических действия, и чем быстрее вы будете считать, тем, естественно, выгоднее. Но игра строится не только на скорости подсчета, но и на тактике. Раньше, как пишут историки, игра была настолько популярной, что игроки могли обходиться без доски. Для этого участники выкапывали необходимые лунки прямо на земле и проводили партии.
Игроки делают ходы поочерёдно. Делая ход, игрок берёт все шарики из любой непустой лунки на своей половине, и раскладывает их в лунки по одному против часовой стрелки. Если последняя лунка окажется вражеской и количество камешков в ней стало чётным, то камешки из этой лунки переходят в казан игроку, совершившему ход. После этого ход переходит к его сопернику. Игра ведётся до тех пор, пока один из двух игроков не наберёт в свой казан больше 81 камешка (этот игрок побеждает), либо они оба набирают 81 камешек (ничья).
Игровые ситуации
Если после хода в какой-то лунке оказывается три камешка, то эта лунка объявляется «туздыком». В последующем каждый камешек, попавший в туздык, переходит в казан игрока, на чьей стороне расположен этот туздык, но игрок не может завести себе туздык на 9-ой, а также на лунке под той цифрой которой взял первым "туздык" соперник. У каждого игрока может быть не больше одного туздыка одновременно.
Если после хода у одного из игроков все лунки оказываются пустыми, то он попадает в ситуацию «атсыз калу» (каз. «остаться без коня»). В этом случае он не может ходить, пока будет оставаться «пешим».