Ученики XXI века растут в новом информационном пространстве. Азы компьютерной грамоты они постигают раньше, чем учатся читать и писать. Компьютерные технологии интересны тем, что они значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, позволяют усилить мотивацию ребёнка.
В центре процесса обучения находится самостоятельная познавательная деятельность обучаемого (учение, а не преподавание). Не случайно говорят: если хочешь лучше усвоить учебный материал, объясни его другому человеку. Как показывает практика, если ученик поставлен в позицию организатора обучения (в том числе и собственного), то обучение даёт положительный результат.
Чтобы организовать собственное обучение, необходимо овладеть некоторыми самообразовательными умениями. А для успешных занятий самообразованием необходимо иметь определённый уровень познавательной активности и самостоятельности.
Как развивать эти качества? Ответ на этот вопрос нужно искать в системе развивающего обучения, которая охватывает все компоненты учебного процесса: цели, мотивацию, содержание, методы, формы, средства и морально-психологические условия обучения.
Очевидно, что в решении всех этих вопросов значительную роль играет самостоятельная работа учащихся, её уровень и доля в учебном процессе.
Нужно ли говорить, каким весомым окажется слово сам?
- Сам определю цель учебной деятельности.
- Сам решу, в какой последовательности буду выполнять действия и какими правилами руководствоваться.
- Сам буду контролировать себя, сопоставляя результаты работы с образцом.
- Сам буду находить, искать и исправлять ошибки.
- Сам оценю свои успехи в достижении цели.
Самостоятельная работа может иметь разный характер, но лишь те умения являются самообразовательными, с помощью которых ученик не просто воспроизводит имеющиеся знания, а по своей инициативе их расширяет, овладевает новыми. Составление, например, учеником плана ответа по образцу, данному учителем, является умением самостоятельной работы.
Говоря о самообразовательной деятельности, нужно подразумевать учебную деятельность с элементом самообразования, так как именно эта работа подготавливает к самообразованию. И важно, чтобы она проводилась на каждом уроке.
Необходимо учитывать, что процесс сотрудничества (сотворчества) на уроке – это кропотливый, трудный и продолжительный процесс мышления, который можно соотнести со схемой: «познал путём поиска вместе с учителем – осмыслил – запомнил – умею оформить свою мысль словами».
Нужно иметь в виду следующие компоненты урока:
1) психологическая подготовка учащихся к восприятию новых знаний (определение цели и задач урока);
2) проверка письменных домашних заданий и устный опрос учащихся;
3) приобретение новых знаний и умений;
4) работа по применению полученных знаний и умений;
5) подведение итогов урока.
Сегодня информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения учащегося и его развития. Этот способ позволяет учащимся с интересом учиться, находить источники информации; воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Использование компьютерных технологий в образовательном процессе – это работа с готовыми электронными изданиями. Зачастую это электронные учебники, электронные энциклопедии, путеводители и справочники, атласы, задачники, мультимедиа-библиотеки, тренажёры и многое другое.
Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умение ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать и делать выводы.
Так придерживаясь основных требований обновлённого содержания обучения учащихся, при дистанционном обучении составляю план самостоятельной работы учащихся, который способствует успешному развитию самостоятельности учащихся, умению применять свои знания на практике. Вот пример такого плана:
План самостоятельной работы учащегося 7 класса по физике
IVчетверть: Раздел: 7.4 А. Энергия
Номер урока:55/3
Тема урока: Превращение и сохранение энергии.
1 Цель: На этом уроке учащиеся должны уметь сформулировать закон сохранения и превращения энергий, и объяснить эти законы на примере.
2. Краткий тезисный конспект
Посмотри видеоматериалы
1). http://sk.nis.edu.kz/Bank/Download/ccb2ec50-6dc2-4999-bfd6-b2864b044d83
2). https://www.twig bilim.kz/search/?search=%D1%8D%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B8%D1%8F&search-btn= .
3). https://www.youtube.com/watch?v=e2gMDA53-ME
Пиши самое главное и важное в рабочей тетради.
3.Задания формативной работы для учащихся :
Задание 1
На рисунке показаны фазы падения шарика из точки
А (верхнее положение) в точку С (нижнее положение).
Какой энергией обладает шарик в точке А?
Какой энергией обладает шарик в точке В?
Какой энергией обладает шарик в точке С за мгновение до удара?
Дескриптор: Обучающийся
- определяет какой энергией будет обладать шарик во всех трех точках
Реши задачи из учебника: стр.145, упр.5.5
Обратная связь
Рефлексия |
Теперь я знаю… |
|
Теперь я умею… |
||
Обратная связь от учителя (совместная оценка или комментарий) |
||
Как показывает практика, такая форма дистанционного обучения увлекает учащихся, и они успешно справляются с заданиями.