Классный час: Безопасность во время осеннего и зимнего ледостава.
Цель:
- формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в осенне - зимний период;
- воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на водоемах в осенне – зимний период.
Оборудование: памятки по правилам поведения на льду, карандаш, листы белой бумаги.
Ход классного часа
1. Орг. момент.
2.- Ребята, отгадайте загадку:
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела.
- Это река подо льдом.
- Правильно, молодцы! Тема классного часа: «Осторожно, тонкий лед!».
- Закройте глаза и представьте, как выглядит водоем поздней осенью или в начале зимы.
- Она замерзла, покрыта льдом.
Верно. Вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам.
Можно значительно сократить маршрут при переходе по льду с одного берега на другой, лихо прокатиться по гладкой и блестящей поверхности на коньках, поиграть в хоккей и т.п.
А какая опасность может предостерегать нас в это время на реке или озере?
- Можно провалиться под лед.
Верно. Первый лед очень коварен. Не нужно торопиться выходить на первый лед. Он только кажется прочным, а на самом деле он тонкий, слабый и не выдержит тяжести не только взрослого человека, но и ребенка. Молодой лед отличается от старого более темным цветом и тонким ровным снежным покровом.
Необходимо помнить, что выходить на первый зимний лед можно только в крайнем случае с максимальной осторожностью.
С наступлением холодов, когда начинают замерзать водоёмы, резко возрастает число несчастных случаев. Ежегодно во время ледостава на водных объектах гибнет около тысячи человек.
- Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10 см.
- Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.
- Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.
- Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки!
Прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком – ненадежен.
Главная причина трагических случаев – незнание, пренебрежение или несоблюдение элементарных мер безопасности. Необходимо обращать внимание на запрещающие знаки вблизи водоема («Переход (переезд) по льду Запрещен!»), а также помнить правила поведения на льду.
- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?
Наиболее опасные места.
Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.
Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.
Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.
Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.
Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.
3. Физкультминутка.
4. Знакомство с правилами поведения на льду.
- Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить?
- Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!
Правила передвижения по льду.
-Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)
-Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.
-Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда.
-Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)
-При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не менее 4 – 5 метров друг от друга.
Способы самоспасения
Время безопасного пребывания человека в воде:
• при температуре воды 24°С время безопасного пребывания 7-9 часов,
• при температуре воды 5-15°С - от 3,5 часов до 4,5 часов;
• температура воды 2-3 °С оказывается смертельной для человека через 10-15 мин;
• при температуре воды минус 2°С - смерть может наступить через 5-8 мин.
Нельзя поддаваться панике.
Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.
Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен.
Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.
Правила оказания помощи, провалившемуся под лёд.
- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте на
помощь.
- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти на ней.
- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать тонущему руку, то лёд обязательно обломится, и вы тоже окажетесь в воде!
Лёд выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.
- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно использовать крепко связанные шарфы.
- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и подползти к полынье.
- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.
- Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.
Рис. 83. Помощь лыжной палкой
Рис. 84. Помощь доской
Рис. 85. Помощь веревкой
Рис. 86. Помощь шарфом
Учитель. А сейчас мы с вами немного поиграем.
За каждый правильный ответ вы получаете жетон.
1конкурс « Отгадайте загадки»
- Что в руках не удержать? ( Воду.)
- Не огонь , а жжётся. (Лёд.)
- Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
- Без рук , без ног, а бежит.(Река.)
- В новой стене,
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь.)
2 конкурс « Ответьте на вопросы»
- Чем опасен водоём зимой?
- Какой лёд можно считать безопасным?
3 конкурс « Сочините сказку»
За 5 минут нужно сочинить сказку « Осторожно лёд на реке!»
4 конкурс « Весёлый карандаш»
Нарисовать рисунок на тему « Правила поведения и меры безопасности на водоёме в зимний период.»
5. Закрепление нового материала.
- Сегодня на занятии вы узнали много нового. Давайте назовем правила поведения на льду.
Ученики называют.
- Молодцы! И в заключении мы с вами посмотрим фрагмент мультфильма «Смешарики - Азбука безопасности (Тонкий лёд)».