Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Классный час: Безопасность во время осеннего и зимнего ледостава

Классный час: Безопасность во время осеннего и зимнего ледостава

13 декабрь 2018
150
0
НВП-2 класс

Классный час: Безопасность во время осеннего и зимнего ледостава.

Цель: 

- формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в осенне - зимний период;

- воспитывать осторожность и аккуратность в поведении на водоемах в осенне – зимний период.


Оборудование: памятки по правилам поведения на льду, карандаш, листы белой бумаги.

Ход классного часа   

1. Орг. момент.

2.- Ребята, отгадайте загадку:

Бежала – шумела,

Заснула – заблестела.

- Это река подо льдом.

- Правильно, молодцы! Тема классного часа: «Осторожно, тонкий лед!». 

- Закройте глаза и представьте, как выглядит водоем поздней осенью или в начале зимы.

- Она замерзла, покрыта льдом.

Верно. Вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам.

Можно значительно сократить маршрут при переходе по льду с одного берега на другой, лихо прокатиться по гладкой и блестящей поверхности на коньках, поиграть в хоккей и т.п.

А какая опасность может предостерегать нас в это время на реке или озере?

- Можно провалиться под лед.

Верно. Первый лед очень коварен. Не нужно торопиться выходить на первый лед. Он только кажется прочным, а на самом деле он тонкий, слабый и не выдержит тяжести не только взрослого человека, но и ребенка. Молодой лед отличается от старого более темным цветом и тонким ровным снежным покровом.

Необходимо помнить, что выходить на первый зимний лед можно только в крайнем случае с максимальной осторожностью.

С наступлением холодов, когда начинают замерзать водоёмы, резко возрастает число несчастных случаев. Ежегодно во время ледостава на водных объектах гибнет около тысячи человек.

- Чтобы не попасть в беду нужно знать, что лёд можно считать прочным (выдерживающим вес человека), если его толщина не меньше 10 см.
- Возьмите линейку. Отмерьте пальчиками 10 см. Посмотрите и запомните, какой должна быть толщина льда, чтобы выдержать одного человека.

- Для группы людей или для устройства катка безопасен лёд толщиной не менее 15 см. Отмерьте на линейке. Посмотрите, какая это толщина.

- Но ведь мы не носим с собой линейку! Как же быть? Оказывается, можно определить толщину льда и без линейки!

Прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком – ненадежен.

Главная причина трагических случаев – незнание, пренебрежение или несоблюдение элементарных мер безопасности. Необходимо обращать внимание на запрещающие знаки вблизи водоема («Переход (переезд) по льду Запрещен!»), а также помнить правила поведения на льду.

- Но даже в крепкие морозы на водоёмах существуют места, где прогулки опасны. Как вы думаете, почему?

Наиболее опасные места.

Хрупким и тонким лёд обычно бывает в тех местах, где в него вмерзают ветки, доски и другие предметы, а также вблизи кустов, деревьев, камыша.

Непрочен лёд около стоков вод у заводов и фабрик, а также в местах впадения ручьёв или там, где бьют ключи.

Следует обходить участки, запорошенные снегом или покрытые сугробами, т.к. лёд под снегом всегда тоньше.

Очень осторожным надо быть в местах, где лёд примыкает к берегу. Здесь лёд, как правило, менее прочен и в нём могут быть трещины.

Особенно опасен лёд во время оттепели, т.к. он подтаивает и на нём образуются полыньи.

3. Физкультминутка.

4. Знакомство с правилами поведения на льду.

- Так что же получается, что зимой по льду лучше вообще не ходить?
- Если не уверен, то не ходи! А если пошёл, то для передвижения по льду есть свои правила, которые надо помнить и выполнять!
Правила передвижения по льду.

-Прежде чем ступить на лёд, посмотри, нет ли поблизости проложенной тропы или свежих следов.
Как вы думаете, почему? (Этот путь уже кем-то проверен.)

-Если следов нет, надо внимательно осмотреться и наметить свой маршрут так, чтобы избежать мест, где лёд может быть тонким.

-Следует взять с собой крепкую палку и с её помощью проверять прочность льда. Если после удара палкой о лёд появится трещина или вода, нужно немедленно возвращаться к берегу по своим следам. Причём старайтесь скользить ногами, не отрывая подошв ото льда. 

-Действительно, безопаснее всего переходить водоём на лыжах. – Почему? (Давление на лёд меньше.)

-При передвижении по льду группой необходимо соблюдать дистанцию не менее 4 – 5 метров друг от друга.

Способы самоспасения

Время безопасного пребывания человека в воде:
•   при температуре воды 24°С время безопасного пребывания 7-9 часов,
•   при температуре воды 5-15°С - от 3,5 часов до 4,5 часов;
•   температура воды 2-3 °С оказывается смертельной для человека через 10-15 мин;
•   при температуре воды минус 2°С - смерть может наступить через   5-8 мин.

Нельзя поддаваться панике.

Чтобы выбраться на лёд. Надо попытаться, не совершая резких движений как можно дальше выползти на лёд грудью, затем вытащить на лёд одну ногу, а потом другую и откатиться от полыньи.

Выбравшись на лёд из воды ни в коем случае нельзя сразу вставать на ноги. Нужно, откатившись от полыньи, ползти в ту сторону, откуда вы пришли и где лёд уже проверен. 
Лишь ступив на берег, надо бежать, чтобы согреться и быстрее попасть в тёплое место.

Правила оказания помощи, провалившемуся под лёд.
- Если на ваших глазах тонет человек, сразу же крикните ему, что идёте на

помощь.
- Приближаться к полынье надо очень осторожно, лучше – ползком, широко раскинув руки. Если есть лыжи, то их лучше подложить под себя. Можно подложить доску и ползти на ней.

- Но подползать к краю полыньи ни в коем случае нельзя. Если вы попытаетесь подать тонущему руку, то лёд обязательно обломится, и вы тоже окажетесь в воде! 
Лёд выдерживает человека на расстоянии 2-4 метров от края полыньи.
- Постарайтесь протянуть тонущему лыжную палку, лыжу, доску, верёвку. Можно использовать крепко связанные шарфы.

- Лучше, если спасающих несколько. Они могут, взяв один другого за ноги, лечь на лёд цепочкой и подползти к полынье.

- Действовать надо решительно и быстро, т.к. человек, попавший в холодную воду, быстро замерзает, а намокшая одежда не даёт ему долго держаться на воде.
- Вытащив товарища на лёд, следует отползти с ним из опасной зоны и как можно быстрее добраться до тёплого места, чтобы растереть его, напоить горячим чаем и переодеть в сухую одежду.



Рис. 83. Помощь лыжной палкой

Рис. 84. Помощь доской

Рис. 85. Помощь веревкой

Рис. 86. Помощь шарфом

Учитель.  А сейчас мы с вами немного поиграем.

За каждый правильный ответ вы получаете жетон.

1конкурс « Отгадайте загадки»

  1. Что в руках не удержать? ( Воду.)
  2. Не огонь , а жжётся. (Лёд.)
  3. Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
  4. Без рук , без ног, а бежит.(Река.)
  5. В новой стене,

В круглом окне,

Днём стекло разбито,

За ночь вставлено. (Прорубь.)

2 конкурс « Ответьте на вопросы»

- Чем опасен водоём  зимой?

Какой лёд можно считать безопасным?

3 конкурс « Сочините сказку»

За 5 минут нужно сочинить сказку « Осторожно лёд на реке!»

4 конкурс « Весёлый карандаш»

Нарисовать рисунок на тему « Правила поведения и меры безопасности на водоёме в зимний период.»
5. Закрепление нового материала.

- Сегодня на занятии вы узнали много нового. Давайте назовем правила поведения на льду.

Ученики называют.           

- Молодцы! И в заключении мы с вами посмотрим фрагмент мультфильма «Смешарики - Азбука безопасности (Тонкий лёд)».


Поделиться в социальных сетях



Материал разместил
  • 0
golovanova79
Добавил статей 1
Диспиплина: начальные классы
Отзывов (0)
Добавить свой отзыв
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Топ портфолио преподавателей
Войти через: