Одно из условий повышения качества общего образования – создание в организациях образования условий для сохранения и укрепления здоровья детей. Забота о сохранении здоровья ребенка – важная обязанность детского сада, отдельного воспитателя, педагогического коллектива, родителей и самого ребенка. Здоровье – основа формирования личности. Здоровье детей – это благополучие общества. Поэтому считаем проблему сохранения здоровья прежде всего социальной и уверены, что решать ее нужно на всех уровнях общества.
В дошкольной организации необходимо построение образовательного процесса с учетом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Решение проблемы по оздоровлению дошкольников осуществляется в нескольких направлениях:
- Регулярная экспресс-диагностика состояния здоровья детей и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало – конец года), что позволяет сделать выводы о состоянии здоровья детей.
- Психогимнастика на развитие различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы. Специальные игровые упражнения, направленные на совершенствование внимания, памяти, воображения.
- Организация режима дня. Если в режиме дня не учитывается динамика работоспособности в течение дня и недели, то это ведет к развитию ранней усталости, утомлению и переутомлению. Поэтому при составлении расписания учитывается работоспособность детей каждый день, на каждом уроке, а также трудность материала.
- Комплекс традиционных общеобразовательных мероприятий: утренняя гимнастика и общеразвивающие упражнения на занятиях, индивидуальные и групповые оздоровительные упражнения в спортивном зале.
- Использование ароматерапии. Чтобы предупредить простудные заболевания в группе, используются бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лук, чесночная настойка и др.). В осеннее-весенний период по углам в группах раскладываем свеженарезанный лук. Зеленые комнатные растения тоже оказывают определенное воздействие на подрастающий организм. Герань помогает неуверенному в себе ребенку, хлорофитум – очищает воздух, кактус – нейтрализует радиоактивность, а букетик из сухих листьев шалфея, по мнению ученых, помогает «отпугнуть» любой стресс.
Стало традицией готовить детям лимонный чай. Ежедневно в меню детей включено употребление различных фруктов. В конце учебного года для поддержания здоровья детей медицинский работник вместе с воспитателями организовывают употребление кислородных коктейлей, которые повышают иммунитет, умственную и физическую работоспособность, улучшают пищеварение, обмен веществ, нормализуют сон, успокаивают и стабилизируют нервную систему, кроме того, коктейль снижает заболеваемость простудными заболеваниями на 10–15 %.
- Профилактика и коррекция нарушения зрения и осанки.
- Причины нарушений зрения и осанки:
- генетический фактор;
- ослабленный иммунитет;
- несоблюдение элементарных правил для сохранения зрения и осанки;
- постоянные стрессы и переутомление;
- несоблюдение режима просмотра телепередач и работы на компьютере.
По данным вопросам проводится целенаправленная работа с родителями: анкетирование, тематические родительские собрания, практикумы, устные журналы, конференции для родителей с приглашением психолога, медицинских работников. На этих мероприятиях родители получают рекомендации: сколько можно сидеть за компьютером или планшетом, как правильно смотреть телевизор, как сохранить зрение и осанку и др.
На занятиях для укрепления мышц глаз следует использовать различные глазодвигательные упражнения: «Взгляд влево-вверх», «Горизонтальная восьмерка», «Глаз-путешественник», «Солнечный зайчик», а также физминутки для глаз с помощью использования траекторий, по которым дети «бегают глазками», «рисуют глазками», отыскивают мелкие сюжетные картинки на стенах групповой комнаты.
Уже в дошкольный период позвоночник ребенка начинает испытывать повышенные нагрузки: как правило, современные родители стараются водить своих малышей на подготовительные занятия. И начиная с 5–6 лет, хотя бы по 2 часа 2–3 раза в неделю ребенок «сидит за партой». В результате перегружается спина и устают глаза. Грамотно созданное «рабочее место» крайне необходимо будущему первокласснику. Если родители своевременно не примут меры, способствующие выработке правильной осанки, последствия неизбежны и не всегда поправимы. Увы, медицина не победила окончательно проблему сколиоза, и споров на тему методов лечения предостаточно. А вот меры профилактики давно известны. На родительских собраниях знакомим родителей со своевременной и правильной организацией рабочего места дошкольника, с вредными привычками, вызывающими нарушение осанки. Для предупреждения утомления во время учебного процесса необходим отдых в виде физических упражнений. Физкультурные минутки на занятиях, подвижные игры между занятиями благоприятно влияют на восстановление умственной работоспособности, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный тонус, снимают статические нагрузки, предупреждая тем самым нарушение осанки. Играем с детьми в подвижные игры с заданиями на осанку «Птички в гнездышках», «Стой, олень» и др.
Считаю, что оздоровительная работа в дошкольных организациях является приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья детей. Использование различных оздоровительных мероприятий в образовательном процессе помогает снижать утомляемость, повышает работоспособность, способствует сохранению и укреплению здоровья.