Лихачева Л.П.,
учитель
русского языка и литературы
КГУ «Меновновская средняя школа» акимата города Усть-Каменогорска
Обучение в условиях обновления содержания образования на уроках русского языка
Глобальные изменения, стремительно происходящие во всем мире, вовлекают все страны в изменение образовательных систем. Кардинально меняется система образования и в современном Казахстане, она ориентирована на мировое образовательное пространство.
Нам необходимо подготовить учащихся к жизни в 21 веке, вооружив их не только знаниями, но и навыками. Основной акцент ставится на то, как смогут учащиеся воспользоваться имеющимися у них знаниями, а способствовать успешности будет обучение ключевым навыкам: умение критически мыслить, способность творчески применять знания, решать проблемы, научно-исследовательские навыки, коммуникативные навыки, способность работать в группе и индивидуально, навыки в области ИКТ.
В условиях обновления содержания образования кардинально изменился подход к процессу обучения русскому языку. Постичь суть преобразований, получить теоретические знания, профессиональную поддержку мне удалось на курсах повышения квалификации в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан в АО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по ВКО . Знакомство с нормативными и инструктивно-методическими документами легло в основу организации учебного процесса.
Обновлена учебная программа по предмету, она приобрела практическую направленность, выражающуюся в развитии умений учащихся практически применять знания и навыки в конкретных жизненных ситуациях для решения проблем, возникающих в реальной действительности. Цель обучения русскому языку - развитие творческой, активной языковой личности путем формирования коммуникативных навыков по всем видам речевой деятельности на основе освоения знаний о языке, норм употребления средств разных уровней и их активизации в продуктивной речевой деятельности, а также обогащения словарного запаса.
Если раньше изучение предмета было направлено на изучение теоретических знаний, то сейчас программа нацеливает на развитие навыков речевой деятельности (слушания, говорения, чтения, письма) и формирование компетенций, которые заложены в основе функциональной грамотности. Обновление направлено на формирование и развитие коммуникативных навыков, которые необходимы для работы в команде, сотрудничества, взаимопонимания. Основу развития знаний и навыков учащихся составляют принцип спиральности и сквозные темы, переходящие от простого к сложному, обеспечивающие преемственность и интеграцию предметов.
Изменились требования, они привели к значительным изменениям в преподавании предмета, наполнив его новым качеством и содержанием. Непросто было перестроиться, изменить систему работы, мышление, отойти от изучения разделов грамматики, делать акцент на развитии навыков речевой деятельности, изменить подходы к планированию, оцениванию деятельности учащихся. Но, осмысление целей и идей обновленной программы привело к осознанию и принятию необходимости изменения форм и методов обучения, высветив основную задачу: научить ребенка учиться.
Что же изменилось на практике?
Обучение учащихся основывается на компетентностном подходе, который способствует формированию компетентной личности со сформированной языковой, речевой, коммуникативной компетенцией. Свою деятельность направляю на то, чтобы научить каждого учащегося владеть речью, пользоваться ей в разных ситуациях, чтобы продуктивно работать в команде, сотрудничать, работать с любой информацией, а главное, уметь работать самостоятельно, чтобы достичь значимых результатов.
Обучение проводится в условиях коллаборативной среды, через подбор эффективных стратегий, практических заданий, вовлекающих учащихся в активную деятельность, создание условий для речевого общения, продуманную работу в парах, группах, индивидуальный и дифференцированный подход, взаимообучение, организацию исследовательской деятельности с выходом на проекты, творческие задания.
Важным аспектом деятельности стало планирование уроков с учетом таксономии Блума, чтобы задействовать все уровни познания ученика. Цели урока обязательно согласованы с целями обучения, сформулированы в формате смарт на основе уровней мыслительных навыков обучающихся. Ожидаемые результаты конкретизируются в целях обучения к каждому уроку. Цели обучения продумываю для всех обучающихся, большинства и некоторых, предлагаю учащимся самостоятельно определять уровень мыслительных навыков при выполнении разноуровневых заданий.
Актуальным стало применение метода обратного дизайна (деконструкции).
Метод «Обратного дизайна» заключается в применении алгоритма проектирования (ожидаемые результаты – цель, критерии – ожидаемые результаты):
Шаг 1- определить цель обучения в соответствии со сквозной темой.
Шаг 2- определить ожидаемые результаты в соответствии с целями обучения.
Шаг 3- разработать критерии успешности ученика в соответствии с ожидаемыми результатами.
Шаг 4 – разработать задание.
Шаг 5- определить дескрипторы к заданиям, они должны быть ясными и точными.
Продуманное планирование - это обязательное условие достижения результата, помогающее создать эффективную обучающую среду.
Важной составляющей обучения стало критериальное оценивание, предоставление регулярной обратной связи. На практике удалось оценить преимущества оценивания по критериям, с их помощью можно учителю улучшить качество преподавания, выстраивать индивидуальнукю траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей, иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности. Оценивание по критериям предоставляет учащимся возможность знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха, участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников, а родителям получать доказательства уровня обученности ребенка и отслеживать прогресс в обучении ребенка. Для того, чтобы вовлечь учащихся в процесс оценивания, организую саооценивание, которое стимулирует саморегуляцию , самообучение, взаимооценивание, которое направлено на то, чтобы ученики помогали друг другу в обучении. В процессе оценивания ученики учатся сравнивать, сотрудничать, аргументировать, развивают критическое мышление.
Позволяет корректировать учебный процесс, оказывает влияние на рост и развитие учебных достижений формативное оценивание. Я использую его на каждом этапе урока, оно дает возможность корректировать учебный процесс, продвигать ученика в обучении, обеспечивает обратную связь между учителем и учеником. Дескрипторы показывают на каком этапе выполнения задания у ученика возникают затруднения, ведь это шаги ребенка к цели, они дают возможность мне предоставить для ученика качественную обратную связь. Оценивается не личность ученика, а его знания.
Значимый аспект обновления - поддержка учителя, оказываемая ученикам. Моя роль на уроке изменилась, я выступаю в роли координатора, катализатора, консультанта, оказывающего поддержку ученику, проектирующего образовательную среду, направляющего обучение ученика, мотивирующего на самостоятельное добывание знаний, анализ, эффективное использование знаний.
Моя задача – выстраивать подмостки, организовывать работу ученика в зоне ближайшего развития, отслеживать процесс обучения каждого ребенка, помочь всем детям быть успешными, учитывать индивидуальные особенности, осуществлять дифференцированный подход, обеспечить получение информации и научить с ней работать.
Цели обучения, заявляемые на уроках русского языка позволяют развивать речевую деятельность, предполагая развитие коммуникативных навыков, формирующих умение речевого общения.
Для реализации целей использую активные стратегии с позиции слушания, говорения, чтения, письма по уровням, разнообразные виды чтения: аналитическое, изучающее, ознакомительное, просмотровое, активное чтение, метод направленного чтения.
На уроках применяю стратегии критического мышления: «Круги чтения», «Снежный ком», «Джигсо», «Бинго», «Ромашка Блума», «Толстые и тонкие вопросы», «Посол», «Фишбоун», «Письмо по кругу». Эти стратегии развивают языковые навыки, активизируют деятельность учащихся, вовлекают в процесс обучения, формируют умения оценивать и выбирать языковые средства, создавать устные и письменные монологические высказывания в различных речевых жанрах, учат излагать мысли в устной и письменной речи, извлекать и преобразовывать информацию, развивают коммуникативные навыки, навыки критического мышления.
Занимаясь по учебнику Сабитовой З.К., на уроках использую художественные тексты, тексты разных жанров, аутентичные тексты (тексты из оригинальных источников).
К ним подобраны задания на формирование следующих умений:
- составлять план, определять тип и стиль текста;
- диалог, исследовательская беседа;
- критически оценивать и отбирать нужную информацию;
- работать с текстами делового стиля (объявления, визитные карточки, анкеты для приема на работу и т.д.);
- извлекать информацию из несплошных текстов (билетов, афиш, графиков, схем, таблиц и т.д.);
- соотносить различные точки зрения на явления и события, формулировать собственную точку зрения.
- учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета.
Учащиеся учатся рассуждать, выражать свои мысли, высказывать свою точку зрения, вести дневниковые записи и блог, проводить интервью, предугадывать будущие события, выполнять проекты, снимать фильмы.
Таким образом, на уроках упор делается на общении и практическом использовании языка, выполнение заданий развивает функциональную грамотность обучающихся, навыки слушания, говорения, чтения, письма в условиях взаимодействия с социумом. Учащиеся учатся рассуждать, выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, вести дневниковые записи и блог, проводить интервью, предугадывать будущие события, выполнять проекты, снимать фильмы.
Следует отметить, что выявляется проблема недостаточного внимания к грамотности письма, орфографии, пунктуации. Эту проблему можно решить, подбирая или разрабатывая задания, которые знакомят с правилами грамматики, развивают орфографические, лексические, грамматические и пунктуационные нормы.
Навыки грамотности на уроках я отрабатываю на разных этапах урока, в том числе при работе с текстами, упражнениями, написании творческих работ таких, как эссе, синквейн, памятка, инструкция, письмо другу, телеграмма, изложение, сочинение. Эти виды работ способствуют обогащению словарного запаса, расширению круга используемых грамматических средств, совершенствованию орфоэпической, орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности
При организации деятельности учащихся отдаю предпочтение работе в группах, парах, четверках, продумываю деятельность каждого, распределяя роли. Это развивает навыки коммуникации, совершенствует умения диалогического общения, ведения дискуссии в разных ситуациях, учит сотрудничать, взаимодействовать.
Изучение русского языка в контексте обновления содержания образования позволит сформировать функционально грамотную, конкурентоспособную личность, научит читать, слышать и слушать с пониманием, грамотно писать, говорить, соблюдая речевые нормы. Учащиеся смогут научиться учиться самостоятельно, развить коммуникативные навыки и использовать их в жизни в различных ситуациях, взаимодействовать и сотрудничать,
Большая ответственность за воплощение идей обновленного содержания образования лежит на учителе, ведь обновление предполагает активное обучение, основанное на компетентностном подходе, когда акцент делается не на полученные знания, а на умении их применять.
Индикаторы обновления_- ученики самостоятельно приобретают новые знания, конструируют собственные знания, получая информацию, работают с ней, умеют пользоваться своими знаниями, критически осмысливают происходящее.
Резюмируя, хочу сказать, что обучение по новому позволяет вовлечь каждого ребенка в процесс обучения, оказать поддержку, чтобы каждый ребенок смог добиться успеха, научился творчески подходить к решению проблем, стал обладателем компетенций, востребованных в двадцать первом веке.
Использованная литература:
1 Типовая учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для 5-9 классов уровня основного среднего образования (с русским языком обучения) по обновленному содержанию.
2Руководство для учителя. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2017