«Каким я вижу Казахстан будущего?
Я твердо уверен, что казахстанцы 2050 года – это общество образованных, свободных людей, говорящих на трех языках.
Они – граждане мира. Они путешествуют. Они открыты новым знаниям. Они трудолюбивы. Они – патриоты своей страны…»
Из Послания Президента Казахстана Н.А.Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»
Астана, Аккорда, 2012 г.
Практическое внедрение 7 главных ценностей «Мәңгiлiк ел» на уроках истории Казахстана.
В Стратегии «Казахстан-2050» Глава Государства четко определил приоритетные направления нового политического курса состоявшегося государства, поднимая роль и ответственность молодежи в построении Сильного и Мощного Государства Казахстан. Однако для формирования национального и исторического самосознания молодежи необходимо уже на раннем школьном уровне внедрять технологии и программы, помогающие юным гражданам Казахстана вызвать интерес к изучению идей и ценностей, которым следует наш Казахстан. Ведь это в свою очередь дает возможность воспитать в будущем надежную, образованную, патриотичную молодежь. В связи с этим, мною была предпринята попытка создания программы внедрения «7 главных ценностей «Мәңгiлiк ел»», а именно:
- Независимость Казахстана
- Национальное единство, мир и согласие в нашем обществе
- Светское общество и высокая духовность
- Экономический рост на основе индустриализации и инноваций
- Общество всеобщего труда
- Общность истории, культуры и языка
- Национальная безопасность и глобальное участие нашей страны в решении общемировых и региональных проблем.
Все вышеуказанные ценности необходимо внедрять и применять на уроках истории Казахстана, так как воспитание интереса, уважения и патриотизма к нашей общей Родине является неотъемлемой задачей предмета. Так как я являюсь учителем истории, то несомненно хотелось бы акцентировать внимание на развитие нравственно-духовных ценностей учащихся. Основанием к этому являются:
1) незнание своего родного языка, истории, обычаев и традиций своего народа. Исторический опыт показывает, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями, связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом;
2) нарастание среди молодежи религиозных воззрений самого различного толка;
рост преступности, злоупотребление алкоголем, наркотиками; устойчивая тенденция неготовности молодых людей к защите Отечества, а отсюда следует снижение уровня физической подготовки и т.д.
И с этими двумя значимыми проблемами мы как раз и встречаемся в школе, однако здесь есть возможность искоренить их еще на ранней стадии. Считаю необходимым активное внедрение в общеобразовательных учреждениях идею полиязычия, которая уже шагает по стране достаточно широкими темпами. Здесь стоит отметить выявленную проблему на собственной практике - помимо обучения на трех языках в ВУЗах нынешней молодежи, большинство уже работающих специалистов с многолетним стажем не владеют тремя языками, что тоже влечет за собой последствия в виде торможения процесса обученияпредмета. Но совместными усилиями с педагогами-языковедами, мне все-таки удалось провести серию уроков на трех языках. Отсюда следует, что при коллективных усилиях мы можем полностью осуществить внедрение 6 пункта из ценностей «Мәңгiлiк ел».
Так же, мне как классному руководителю удалось выявить у детей интерес к техническим специальностям путем походов на различные выставки. Одной из таких стала, запланированная школьной администрацией, выставка, посвященная «EXPO-2017». Данная выставка является международным символом индустриализации и демонстрации технических достижений. Стоит отметить, что она вызвала неподдельный интерес у учащихся, что в последствии при должном выявлении и развитии интеллектуальных качеств у заинтересовавшихся учеников, дает возможность получить в будущем талантливых инженеров, которые будут способны повысить экономический рост государства, согласно 4 пункту ценностей «Мәңгiлiк ел».
Так же, на уроках истории отлично используются различные схемы и таблицы, которые помогают детям выделить главное, понять суть идеи «Мәңгiлiк ел», развить кругозор и вызвать интерес к изучению исторического прошлого Родины.
Одним из примеров является схема ромашка. В данной схеме ученикам предлагается заполнить «лепестки», анализируя информацию учебника и доп. материалов, ребенок для себя выделяет главные пункты, здесь можно предложить рассмотреть любую историческую личность и ее участие, как на политической арене, так и посмотреть на деятеля как обычного гражданина и оценить его духовно-нравственный облик.
Пример №1 Ромашка - Историческая личность
Следующим примером является схема «кирпичная кладка». В данной схеме учащиеся вписывают главные составляющие перспективного, сильного и мощного государства Казахстан.
Пример №2 «Кирпичная кладка»
Еще одной схемой является схема «Я - гражданин». Данная схема предлагает ученику заполнить свою личную позицию по отношению к государству, т.е. что бы я сделал и как это повлияло бы на социум, меня самого, государство.
Пример схемы №3 «Я - Гражданин»
Схем и таблиц может быть бесконечное множество, все зависит от творческих взглядов педагога и какую цель он ставит перед собой. Так же к эффективному методу можно отнести написание эссе и сочинений на тему «Мәңгілік ел».
Конечно, использовать постоянно данные методы на уроках достаточно проблематично, поэтому было бы уместным введение в школьную программу дисциплины «Мәңгілік ел», это дало бы возможность сформировать высокий уровень национального самосознания у учащихся, что в дальнейшем повлекло бы за собой увеличение числа высококвалифицированных, компетентных, просвещенных, патриотичных, социально-активных членов общества, которые будут способны к активным и решительным действиям по сохранению стабильности, независимости, безопасности нашего государства.