Формирование коммуникативных компетенций является актуальной проблемой , решение которой важно как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Общество немыслимо вне общения, именно в сфере коммуникации человек осуществляет свои профессиональные и личные планы. Здесь он получает подтверждение своего существования, поддержку и сочувствие, помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому коммуникативные умения и навыки- это ключ к успешной деятельности субъекта, да и к успешной жизни в целом.
В литературе, в кино есть много примеров, когда люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений. Учащиеся не всегда могут ясно и точно выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для их развития. В области общения многие школьники испытывают проблемы и страхи.
Результатом обновления образования должны быть не просто знания, умения и навыки, а нечто большее. Это воспитание и развитие свободной, образованной, творческой личности, способной жить в современном мире, готовой к саморазвитию, как в своих собственных интересах, так и в интересах всего общества.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
1.Коммуникативная компетентность влияет на успешность ученика, повышает мотивацию.
2.От коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребенка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
3.Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Коммуникативная компетентность включает в себя:
*Говорение
*Чтение
* Слушание
*Письмо
*Понимание информации
* Способность к внешкольной и внеклассной деятельности.
Первые коммуникативные умения(умение общаться, обосновывать свою точку зрения, слушать высказывания другого, подбирать доказательства, анализировать и возражать) первоклассники получают с первых дней обучения в школе. Постепенное и последовательное приобретение коммуникативных навыков происходит на каждом уроке в начальной школе.
Развитие коммуникативных навыков на уроках русского языка и литературного чтения.
Курс русского языка в современной системе обновления образования предполагает целенаправленное обучение школьников изучению всех видов речевой деятельности: говорение, чтение, слушание и письмо. Задача педагога -правильно организовать деятельность учащихся и направить в нужное русло, с целью выполнения основных задач.
Для создания эмоционально-благоприятной ситуации на уроке использую в своей работе
игровые приемы;задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения; составление синквейна; составление характеристики главного героя; продолжение произведения и написание своей сказки; построение литературных кроссвордов и др.
Почему дети хорошо учатся в начальных классах?
Я считаю, что успеваемость зависит от того, насколько ребенок осознает необходимость учебы. Присоединяюсь к высказыванию В. Ф. Шаталова: «Рецепт успеха ученика прост: нужно верить в ребенка и при малейшей возможности давать ему высказаться, чтобы над ним не висел страх оценки, страх отчуждения и осуждения. А во-вторых, учителю нужно очень четко все объяснять».
Мне в этом помогают опорные схемы- один из наиболее успешных приемов , формирующих навык коммуникативной компетенции.
Что такое опорная схема? Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения. Всего основных функций опорных схем шесть: обобщение
Формирование коммуникативной компетенции в начальной школе
Полная версия материала