Реализация комплекса заданий по развитию функциональной грамотности старшеклассников в учебном процессе общеобразовательной школы (на примере учебной дисциплины «химия»)
Необходимость развития функциональной грамотности у детей неотъемлемая часть воспитания и обучения в современном, быстро меняющемся обществе. Независимо от страны проживания и стандартов образования государство ставит пред школой задачу в подготовке конкурентно способного выпускника или как мы сейчас привыкли слышать «Лидера XXI века».
Помимо этого, для семьи, общества и государства жизнь ребенка и его здоровье всегда были приоритетной составляющей образовательного процесса. В связи с этим, при организации учебно-воспитательного процесса следует учитывать спектр актуальных научно-методических проблем работы с обучающимися, которые необходимо решать для того, чтобы в современном социально-информационно-культурном обществе привить им основы функциональной грамотности в сфере безопасного и здорового образа жизни
В ходе исследовательской деятельности опытно-экспериментальной работы нами были проведены уроки по химии в течение года при помощи комплекса специальных заданий, разработанных в рамках системно-деятельностного подхода, на которых формировалась функциональная грамотность.
Содержание комплекса специальных заданий для развития функциональной грамотности старшеклассников
№ | комплекс специальных заданий для развития функциональной грамотности старшеклассников |
1 | Практико-ориентированные задания |
2 | Интегративные задания |
3 | Химические эксперименты |
4 | Лабораторные опыты |
Далее рассмотрим ход формирующего этапа опытно-экспериментальной работы.
Чтобы вовлечь в работу всех учащихся класса и добиться хороших результатов нами были использованы уроке активные методы и способы работы.
Они были направлены на самостоятельное овладение знаниями и умениями в процессе обучения, предполагали организацию и развитие коммуникативных умений школьников (вербальная и невербальная коммуникации), взаимопонимание, взаимодействие.
Использование активных методов предполагало определенные требования к структуре заданий:
- знание
- применение
- рассуждение
В ходе формирующего этапа опытно-экспериментальной работы в экспериментальном исследовании были апробированы следующие формы практико-ориентированных заданий в рамках активных методов обучения.