На сегодняшний день в связи с динамическим развитием современного общества к образовательной сфере выдвигаются новые требования. В соответствии с этими требованиями, в образовательном и воспитательном процессах все чаще имеет место внедрение новых технологий, помогающим повысить мотивацию на занятиях. Все эти методики и подходы способствуют тому, чтобы максимально успешно преодолевать различного рода нарушения у детей, включая речевые. Каждое занятие необходимо начинать с мотивации, внимание детей, а особенно детей с задержкой речи, задержкой психического развития, должно быть сконцентрировано на новом материале. От правильной мотивации зависит активность детей, усвоениеи успех самого занятия.. Как уже известно, вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум.
Опыт работы с детьми, имеющими задержку психического развития и нарушения в речи, показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают социальными нормами поведения и, способны усваивать адаптированную образовательную программу, понимать обращенную к ним речь и выражать свои чувства, т.е. эти дети несомненно обучаемы. Поэтому вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении направлена на повышение мотивации и развитие познавательной активности у воспитанников.
На практике привлечь внимание детей дошкольного возраста удаётся только с помощью картинок, ярких предметов, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. Игра позволяет привнести эмоциональный эффект в занятие или любое мероприятие; повысить мотивационную и познавательную активность, способствует более тесной взаимосвязи педагогов и родителей. Ребенок должен испытывать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть оценку своего труда, желание получить знания самостоятельно. Для этого лучше всего подходит работа с ребенком в игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной форме.
Это подталкивает нас к поиску как традиционных, так и нетрадиционных, инновационных игровых приемов и средств работы с детьми.
Анализируя возможности нетрадиционных методов и технологий, меня заинтересовал такой инновационный материал, который будет способствовать не только развитию мелкой моторики, а также развитию речи, познавательной активности детей, играя, с которым, дети будут увлечены процессом. Таким материалом для меня стали камешки Марблс.
Использование нетрадиционных методов в коррекционно- развивающей работе повышают эффективность познавательного процесса, речевого и сенсомоторного развития у детей с ОВЗ. Новым подходом в организации образовательного процесса является то, что в ходе игровых заданий и упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой –мотивация на приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности. Выбранная мною тема является актуальной, ведь мотивация и формирование познавательной активности у воспитанников в обучении происходит через игру. Педагог может найти такие игровые средства и приемы, которые позволят сделать занятие интересным и насыщенным. Разноцветные камешки Марблс объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игры с шарами Марблс – это физическое и умственное развитие детей, психологический комфорт. В связи с этим, актуальным становится применение нетрадиционных игр с использованием камней Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.
Шарики и камешки Марблс — яркий, разнообразный по форме, цвету, фактуре материал, отвечающий потребности детей в эстетическом познании мира, способствующий психоэмоциональному благополучию.
Играя, ребенок не думает, что в процессе этой игры он развивается. Он просто получает истинное наслаждение от самой игры, от этой манипуляции с такими разными и интересными камешками..
При целенаправленном использовании камешков на занятиях у детей развиваются все виды ощущений, повышается мотивация, осознанность, формируется интерес, стремление к самостоятельности. Детям нравится создавать не только картины по шаблону, но и придумывать свои сюжеты и воплощать их на листе бумаги с помощью разноцветных камешков.
Работа с кaмешками создает условия для совершенствования мелкой моторики пальцев, движений рук - отрaбатываются щипковый, пинцетный, кулачковый захваты, что способствует развитию различных мышц рук.
При использовании нa зaнятии разнообразных шаблонов, где необходимо наложить кaмешки на рисунок, совершенствуется зрительно-моторная координaция.
Работа с камешками создает условия для развития памяти, мышления, речи, воображения, творческой активности, познавательной деятельности.
В результате использования данного материала через игры на нахождение объектов на ощупь и вербализацию представлений формируются знания о форме, величине, пространственном расположении предметов, развивается тактильная чувственность, что в дальнейшем способствует повышению уровня развития навыков письма и чтения.
В связи с большим разнообразием цветовой гаммы, формы и величины камешков также создаются предпосылки для мотивированной деятельности, эмоционального и эстетического восприятия, воспитания детей.
Выполнение заданий на развитие пальцевой моторики позволяет:
-регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;
-совершенствовать психические процессы, тесно связанные с речью;
-облегчить будущим школьникам усвоение навыков чтения и письма.
Игры с камнями оказывают положительное влияние на психику ребенка. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает ребенка спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность.
Игры и упражнения с камешками Марблс:
- обеспечивают максимальную реализацию образовательного потенциала;
- удовлетворяют индивидуальные потребности ребенка;
- поддерживают инициативу детей;
- формируют познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности;
- обеспечивают вариативность и разнообразие содержания.
Формы работы с камешками Марблс:
- Индивидуальная коррекционно-развивающая образовательная деятельность;
- Фронтальная коррекционно-развивающая образовательная деятельность
- Групповая деятельность
- На занятиях используются разные виды работ, в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возраста, речевого дефекта и интеллектуального развития.
Цель:развитие тактильных ощущений, мелкой моторики, мыслительных операций
Задачи 1. формировать и закреплять правильный захват камешка;
2. упражнять в последовательной смене тонуса мускулатуры руки ребенка;
3. упражнять в ориентировке на плоскости листа;
4. расширять словарный запас;
5. закреплять зрительный образ букв и цифр;
6. упражнять и закреплять знание основных цветов.
- В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Комплектование, загруженность и продолжительность занятия варьируется педагогом, в зависимости от поставленных целей и задач, а также от возраста, речевого дефекта и интеллектуального развития.
I. Сенсорное развитие.
1.Упражнение "Знакомство"
Цель: привлечение внимания ребенка к тактильному объекту.
Оборудование: емкость с камушками "Марблс".
Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками.
Выкладывать их из емкости, двигать в ней руками по очереди и одновременно. При этом педагог знакомит с текстурой - стеклянные, гладкие; качеством - хрупкое, прозрачное; цветом - красный, синий, зеленый,..
Затем дается время для самостоятельного манипулирования.
Для разминки мелкой моторики, берем с детьми круглый камушек и катаем между ладонями, между пальчиками, катаем по каждому пальчику начиная с мизинца каждой руки.
2.Упражнение "Волшебный мешочек"
Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающиеся от камушков "Марблс" (Например: небольшой строительный материал, киндер-игрушки и т.д.)
Оборудование: мешочек, камушки "Марблс", игрушки из киндер-сюрпризов, мелкие цифры, буквы или игрушки животных.
Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это.
3. Упражнение "Помоги "
Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно-поисковой деятельности. Усвоение названий цветов. Развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камушки "Марблс", карточки с эталонами цвета, емкости для раскладывания (количество зависит от количества используемых цветов).
Задание: Педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам.
Предъявляется эталон цвета и предлагается отсортировать сначала предъявленный цвет. Дети называют цвет - зеленый и отбирают, и складывают рядом только зеленые камушки. При повторении упражнения количество предъявляемых цветов увеличивается.
Усложнение: Цвет не предъявляется карточкой, а называется словом.