Храпунова Галина Алексеевна
директор ГУ «Клочковская средняя школа отдела
образования акимата Камыстинского района»
Сегодня, чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно только одних глубоких знаний и опыта. Необходимы особые навыки, «Нard skills» или «жесткие навыки» и Soft skills или «гибкие навыки».
Твёрдые навыки – это комплекс конкретных профессиональных навыков и компетенций, создающих узнаваемый профиль специалиста, это те, которые легко наблюдать, измерить и продемонстрировать, например, умение писать, считать. Данные навыки необходимы, чтобы эффективно заниматься определенным видом деятельности. К таким навыкам относят профессиональные навыки.
Мягкие навыки – это социальные навыки. К наиболее значимым «гибким навыкам» следует отнести: способность работать в команде, способность принимать решения и решать проблемы, способность общаться с людьми в организации и вне её, способность планировать, организовывать и выделять приоритеты, способность искать и обрабатывать информацию. Именно поэтому, развитие у детей «гибких навыков» является ключевым звеном к решению успешности в будущей трудовой деятельности. В первую очередь, от обучающихся требуется не заучивание материала и не отработка однообразных методов решения задач, а развитие универсальных компетенций.
Работа над формированием «твердых» и «гибких» навыков у педагогов и обучающихся, требовала от администрации пересмотра методов организации образовательного процесса.
Коллективу были предложено внедрить подход Исследование урока -LESSON STUDY. Именно исследование урока, наблюдение за деятельностью детей при выполнении заданий, помогли составлять индивидуальные дифференцированные упражнения, чтобы каждый ребенок ушел с урока достигнув цели обучения. Немаловажная задача учителя – развивать умения детейпонимать и чувствовать других людей; научить добиваться их выполнения; развивать лидерские качества у детей.
Четкое распределение ролей в командах коучей, менторов, учителей, внедряющих подход Исследование урока, помогло педагогам улучшить навыки совместной работы в команде, совместного планирования и достижения поставленных целей, умения анализировать результаты развития, видеть и корректировать слабые стороны. Помогло в распространении опыта сильных сторон школьной практики, организации обратной связи и мониторинга, а также, увидеть уровень достижения внедряемых процессов. Эффективность внедряемых изменений проявилось в том, что, учителя стали проявлять инициативу в проведении мастер-классов, коучингов, семинаров.