Пояснительная записка.
Программа курса «Главные партнеры моей страны» рассчитана для учащихся 9-хклассов и рекомендуется учащимся дляуглубленного, осознанного изучениявзаимоотношений Казахстана с соседними странами, что способствует формированию основ политологии и экономики, чувства патриотизма. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям политики, экономики, культуры, получить практические навыки работы с первоисточниками, обобщать собранный в процессе поиска материал, учиться доступно и логично излагать свои мысли.
В преподавании курса используются научный материал, материалы источников СМИ, личные изыскания участников учебного процесса. По окончанию курса учащиеся на итоговом занятии защищают творческие проекты.
По типу программа является развивающей. Назначение данной программы состоитв том, чтобы через интеллектуально - творческую деятельность обеспечить изучение учащимися политических, экономических и этнокультурных отношений Казахстана с соседними странами, воспитанию осознанного уважения к культурному и историческому наследию Родины. Практическое значение программы – активизация познавательной деятельности учащихся, формирование у них наблюдательности к окружающим явлениям, осознанное усвоение учащимися сложных вопросов истории.
Цели курса:
Формирование основ политологии, экономики;
умение правильно разбираться в исторических событиях происходящих в стране и давать осмысленную аргументированную оценку этим событиям;
представление объективной оценки экономического, политического и культурного развития своей страны;
воспитание патриотизма и чувства гордости за родную страну;
формирование интереса к прошлому и настоящему.
Задачи курса:
активизировать познавательную деятельность учащихся, пополнить знания учащихся по истории конкретными примерами из событий своей страны;
способствовать практическому участию учащихся в жизни своей Родины;
воспитать чувство патриотизма, любви к Родине.
Для реализации поставленных целей используются различные формы и методы работы. Наряду с лекционной формой занятий предусматривается проведение семинаров, обобщающих и закрепляющих знания, также практикумы, закрепляющие практические навыки. Применяются различные методы ведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый.
Основные умения и навыки, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;
систематизировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого;
определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам.
Организуемые виды занятий: вводный, урок-лекция, урок освоения новых знаний, урок закрепления знаний, урок-консультация, урок-презентация.
Актуальность состоит в том, чтобычерез интеллектуально - творческую деятельность обеспечить изучение учащимися политических, экономических и этнокультурных отношений Казахстана с соседними странами. Тематика курса охватываетизучение политических, экономических, культурных отношений Казахстана с Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном на современном этапе. Методическое пособие можно использовать на уроках истории Казахстана, всемирной истории, географии, обществознания, при подготовке к семинарским и практическим занятиям по данным предметам.
Ожидаемые результаты: Учащиеся узнают:
1) основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отношений Казахстана с соседними странами;
2) особенности исторического пути Казахстана, его роль в мировом сообществе;
3) историческую обусловленность современных отношений;
4) историю развития отношений Казахстанас Россией, Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном, Туркменистаном
5) сущностьполитических отношений
6) главные этапыформирования экономических отношений
7) последствиямеждународных отношений для казахского народа;
8) формирование отношений к соседним странам
9) роль Казахстана вмеждународных организациях
10) экономическое, социально-политическое развитие Казахстана с соседними государствами.
Учащиеся сумеют:
1) готовить развернутый рассказ по той или иной теме;
2) самостоятельно раскрывать причины важнейших событий в новейшее время, их историческое значение;
3) объяснять сущность политики государства;
4) самостоятельно работать с новым материалом, заниматься поисковой работой;
5) самостоятельно анализировать, обобщать материал по изучаемой теме, выделять главное;
6) давать самостоятельную оценку позитивным и негативным явлениям в истории государства;
7) аргументировано выражать личностную точку зрения по определенным вопросам; 8) работать с тестовыми заданиями;
9) составлять опорные конспекты, схемы, таблицы;
10) критически анализировать источники исторической информации (выявлять авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
11) осознавать себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином Республики Казахстан
Формы работы с учащимися:
- устное или письменное изложение содержания источника в краткой форме (резюме), в иной логике;
- составление хронологических и тематических таблиц
- составление плана (простого и развернутого), конспекта, тезисов;
- работа с картой, составление диаграмм и графиков;
- отбор и группировка фактов по “сквозной” проблеме;
- подготовка сообщения, реферата:
- разработка презентаций, проектов;
Содержание программы.
Введение (1 час)
Ознакомление с целями, задачами и формой ведения курса.
Глава 1. Казахстан (2ч) Географическом положение Казахстана, России. Границы Казахстана, России.
Глава 2. Казахстан – Россия (16 ч) История отношений Казахстана и России. Какие отношения сегодня между двумя странами. Дипломатические отношения Интеграционные процессы. Россия - главный экономический партнер Казахстана. Казахстанско-российское сотрудничество в Северном Каспии. Космодром Байконур. Двустороннее сотрудничество РК и РФ по вопросам региональной безопасности Сотрудничество РК и РФ в рамках ОДКБ и ШОС. Казахстанско–Российские отношения в сфере культуры. Повторение по разделу.
Глава 3. Казахстан – Китай (11ч) Казахстанско-китайские отношения Политические отношения Экономическое присутствие Китая в Казахстане. Китайские переселенцы Казахская диаспора в Китайской Народной Республике: причины переселения Казахская диаспора в Китайской Народной Республике: Адаптация и сфера занятости. Китай – главныйпартнер Казахстана Сотрудничество РК и КНР в области экономики Сотрудничество РК и КНР в области образования и науки Казахстан и Китай сегодня. Повторение по разделу.
Глава 4. Кыргызстан (2ч) Путеводитель по Кыргызстану Отношения Кыргызстана и Казахстана. Казахстан и Кыргызстан наши общие проблемы.
Глава 5. Узбекистан (2ч) Путешествие в Узбекистан. Сотрудничество Казахстана с Узбекистаном
Глава 6. Туркменистан (2ч) Путешествие в Туркменистан. Туркменистан и Казахстан - партнеры Защита рефератов
Сравнительный анализ наиболее ярких сторон и особенностей города Костаная на основе материалов местной печати. Интегрированный урок "Даты и числа из истории Костаная".
Повторение, обобщение и контроль знаний (1ч) «Казахстан: сегодня – завтра» Защита рефератов, творческих проектов » -
На усмотрение учителя создаются творческие проекты учащихся.