Рефлексивный отчёт, отражающий обоснованность и методику использования модуля «Обучение критическому мышлению»
в серию последовательных уроков.
Свой отчёт хотелось бы начать со слов Нурсултана Абишевича Назарбаева: Результатом обучения школьников должно стать овладение ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации.
В Программе курсов повышения квалификации, педагогических работников Республики Казахстан, третий (базовый) уровень, отражены 7 модулей, которые направлены на формирование у учеников навыков обучения тому, как обучаться и как стать уверенным, самомотивированным, независимым с развитым критическим мышлением. Основная задача Программы – помочь Казахстанским учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. [1, с. 116] Так как в начальных классах происходит становление личности школьника, выявляются его способности, умения, мотив и желание учиться. То основными направлениями совершенствования начального обучения является внедрение в практику модулей Программы.
Для своего рефлексивного отчёта я выбрала модуль «Обучение критическому мышлению». Потому что этот модуль подразумевает формирование у учащихся умение делать выбор, рассуждать, анализировать, синтезировать. Данная технология даёт возможность проводить уроки в оптимальном режиме, у учащихся повышается работоспособность, а знания усваиваются в результате постоянного поиска. В основе ТРКМ лежит базовая модель, состоящая из 3 фаз: вызов, осмысление и рефлексия.
Фаза вызова. Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же время многие известные ученые - дидакты, которые развивают в своих исследованиях идеи конструктивистского подхода в обучении (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие), считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей.
Итак, если предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова. Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников.
Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Работа в небольших группах позволяет учащимся чувствовать себя более комфортно.
На этапе вызова моя роль заключается в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме. А так же фиксировать и систематизировать информацию, полученную от школьников. При этом, не критикуя их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: любое мнение учащегося ценно.
Фаза осмысления содержания. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения учителем, гораздо реже – в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.
Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.
Моя роль на стадии осмысления заключается в том, чтобы отслеживать степень активности работы, предлагать различные приёмы.
Фаза рефлексии Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Рефлексия в обучении не может проводиться спонтанно. Она требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности и методической последовательности.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления. [2.74214s002.edusite.ru/p66aa1.htm]
«Критическое мышление всегда стремится к знанию, ибо все связующие мысли, выстраивающиеся в нить размышления и рассуждения, опираются на известное знание, опыт и «заглядывают» в неизвестное. Критическое мышление всегда обозначает определенную степень уверенности, но уверенности, основанной на фактах, причем в умственном процессе под фактами, относящимися к делу, мы разумеем те черты, которыми пользуются как доказательствами при выводе заключения или образовании решения». (Д.Дьюи). Этот модуль мною был применен на каждом уроке, из серии последовательных. Я способствовала развитию критического мышления у учащихся с помощью:
- отгадывание загадок и кроссвордов;
- «мозговая атака»
- создание коллаборативной среды
- работа в группах и парах при изучении нового материала (составление кластеров, постеров, разрешение проблемных ситуаций);
- выполнение дифференцированных заданий.
- составление вопросов по новой теме в «Шкатулку мудрости»;
- оценивание по критериям с комментированием;
- подведение итогов по уроку.
На первом уроке познания мира по теме «Растения» на стадии вызова ребята разгадывая загадки, тем самым определили тему урока, и уже далее к данной теме поставили цели урока.
Затем я воспользовалась приёмом «мозговая атака», Перекидывая мяч, друг другу ребята должны были назвать известные им растения, данный приём помог мне выявить имеющиеся знания по данной теме.
Далее на стадии осмысления учащимся было предложено поработать в группах. Каждой группе был дан свой текс, для самостоятельного изучения. После изучения, которого, им нужно было составить постер пользуясь теми знаниями, которые они получили из текста. Такая групповая работа способствует сплочению коллектива, так как каждый член группы задействован. Дети с удовольствием делают эту работу, тем самым происходит осмысление материала. На стадии рефлексии учащимся с высоким уровнем знаний было предложено выбрать из 10 цветочков только тот, который им больше понравился, на обороте этих цветков находились «толстые» вопросы, а учащимся с низким уровнем знаний, нужно было выбрать из 10 листиков, на обороте которых были «тонкие» вопросы.
Такая форма работы была мною использована для того, чтобы учащиеся продемонстрировали понимание пройденного материала. Ответив на вопросы, перешли к «Рефлексивному экрану» Размышляя, они заканчивали данные предложения. Сегодня я узнал на уроке…Я раньше не знал…Мне было интересно… Это помогло мне определить на какой стадии находится каждый ученик. Для домашнего задания учащимся было предложено составить 2 вопроса по изученной теме.
На второй уроке по теме: «Части растения» на стадии вызова применила технологию: «шкатулка мудрости». Вопросы, которые были составлены учащимися дома по изученной теме, положили в шкатулку, перемешали, затем каждый ученик вытянул себе вопрос. Далее шла работа в парах, где ребята, выслушав друг друга, оценивали по готовым критериям. Это работа способствовала актуализации пройденного материала и дала возможность включиться в работу всем учащимся. Для самостоятельного определения темы и цели урока учащимся были заданы загадки, в каждой отгадке нужно было определить первую букву и записать на листок, после разгадывания загадок у ребят на листке сформировалась тема урока, а уже к данной теме они поставили цель. Такая работа им очень понравилась, что способствовало активизации познавательной деятельности учащихся. На стадии осмысления учащимся была предложена практическая работа «Собери цветок». У каждого на парте лежали разрезные части растения. Было предложено назвать и показать каждую часть. Затем сложить их в такой последовательности, чтобы получился цветок. Работая по этому заданию, создалась проблемная ситуация. Ребята не могли определить одну из частей растения – корень. Для разрешения этой проблемы мы обратились к ИКТ, просмотрев презентацию по данной теме. После изучения новой темы на этапе рефлексии, учащиеся, работая в мини – группах определяли по рисунку на доске, данную им часть растения. Работа в группах дола возможность обменяться знаниями друг с другом. Мною было отмечено, ребёнок, с низкой познавательной активность который очень редко вызывается отвечать, оживился при такой работе и активно высказывал свою точку зрения, что очень порадовало меня.
На третьем уроке по теме «Комнатные растения» был применён приём «Мозговая атака» в ходе, которой создалась проблемная ситуация, «Какая часть растения самая главная?» на разрешения этой проблемы была направлена инсценировка – дискуссия. «Кто самый главный?» высказывая свою точку зрения и обосновывая свой ответ, в ходе беседы участники группы всё - таки стремились достичь согласия, и в результате смогли прийти к общему выводу, «Что каждая часть растения важна по – своему».
Хотелось бы отметить, что диалог не только способствовал интеллектуальному развитию, но и акцентировал внимание учащихся, которые не участвовали в нём. Когда происходила дискуссия между учениками остальные учащиеся, более слабые, очень внимательно наблюдали за ходом событий, и даже высказывали свою точку зрения. На данном уроке тему и цель учащиеся, так же как и на предыдущих уроках определяли самостоятельно по вопросам низкого порядка. Хочется отметить, что у ребят не составляет затруднение самостоятельное определения темы и цели, чего я опасалась. На этом уроке тоже присутствовала групповая работа. Каждой группе был дан конверт с описанием разных цветов, их задача заключалась в том, чтобы найти в этом тексте описание их цветка, изучить его и презентовать. Наблюдая за учащимися, заметила, что они грамотно распределили роли в группах. Первым делом они выбрали ученика, который очень хорошо читает, его задачей было прочитать всю информацию, которая им была дана, остальные двое учащихся внимательно слушали. Ознакомившись с информацией о разных растениях, ребята принялись рассматривать свой цветок и, советуясь друг с другом, выделяя главные признаки, и связывали их с текстом, определившись с названием цветка, написали его на стикере и приклеили на горшочек. Учащимся очень понравилось работать в группах, общие интересы сплотили ребят. Так же мною было замечено, что ребенок, который очень слабый в учебе и у которого рассеянное внимания с большим интересом принялся за работу и даже вызвался выступать спикером в своей группе. На заключительном этапе урока была организованна коллективная работа по составлению кластера, ассоциация «Комнатные растения». Из заготовленных, за ранее, мною слов ребята должны были выбрать, только те слова, которые ассоциируются с комнатными растениями. Все учащиеся были задействованы в работе, ни кто не остался в стороне, так как это задание они выполняют с большим удовольствием, тем самым осмысляя пройденный материал. Меня очень порадовало, что во время работы была налажена дисциплина без моего вмешательства. По окончанию совместной работы, ребята презентовали кластер. Просмотрев эту презентацию, отметила, что у ребят сформировалось правильное представление о комнатных растениях.
На четвёртом уроке по теме «Плодовые деревья и кустарники» на стадии вызова для актуализации пройденного материала, использовала приём «Корзина идей» тема была дана «Растения». Учащиеся, работая самостоятельно, отмечали в тетрадях всё, что знают по этой теме, на это было дано определённое время. После этого они собрались в тройки и поделились, что думают по данному вопросу.
Такой обмен знаниями между учащимися дал им возможность узнать разные точки зрения. Контролируя то, чтобы их обсуждение было организованным, заметила, что дети слушали друг друга и аргументировали и защищали своё мнение. С помощью этого формируется личность, способная к непрерывному обучению, самообразованию. Далее шла работа по кругу, каждая группа «вложила» свою идею в «корзину», при этом не повторяясь. Тем самым был закреплен материал предыдущих уроков. По определению темы урока, использовалась коллективная работа, приём «кластер». В коллективной работе было выяснено, что сад – это деревья: яблоня, груша, слива; кустарники: смородина, малина, крыжовник. Пользуясь составленным кластером, были заданы наводящие вопросы, с помощью которых учащиеся определили тему и поставили цель урока. Изучение новой темы осуществляется с помощью приёма «ИНСЕРТ», читая текст с остановками, учащиеся отмечают, если все понятно большой палец правой руки вверх, если есть затруднения палец в сторону. Этот приём помогает учащимся вырабатывать умение свои знания. На заключительном этапе урока проводится игра «Поварята», из разложенных на столе фруктов, овощей и ягод детям нужно выбрать только то, из чего можно сварить варенье. Данное задание способствует закреплению изученного материала в игровой форме, а так же выработке умения выделять главное.
Я считаю, что модуль «Обучение критическому мышлению» даёт возможность организовать совместную деятельность с учащимися так, чтобы поиск и творчество давали возможность реализоваться каждому ребёнку. Особенно меня радует тот момент, когда вовлекаются в эту деятельность с большим удовольствием учащиеся с низкой мотивацией.
Использованная литература:
1.Руководство для учителя (с.116)
2. Интернет ресурсы: 74214s002.edusite.ru/p66aa1.htm