Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Реализация системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников

Реализация системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Лилия Дивисенко0833

«Великая цель образования –это не знания, а действия» 
Герберт Спенсер

В государственных стандартах особое внимание уделяется развитию личности младшего школьника. Это достаточно сложная психологическая проблема, которая обеспечивается целым рядом педагогических условий, также умениями учителя их создавать и развивать. И решить ее можно в том случае, когда обучающийся станет активным участником учебно-воспитательного процесса.
Все мы хорошо понимаем, что ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний и умений, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика. Необходимо, чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, – ее цель, мотив, конкретные учебные действия. Только в этом случа
е учащийсястановится активным участником деятельности.

Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта начального общего образования нового поколения. Мы должны понимать, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. На решение задачи формирования учебной деятельностив ФГОС НОО обращается особое внимание:
• на ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
• планировать свою деятельность;
• осуществлять ее контроль и оценку;
• взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе .

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике  позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия”  нового знания.  


Эти позиции отражены авторами УМК "Школа России", по которым мы работаем. В учебно-методическом комплекте на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков, а становление личности в процессе индивидуальной, совместной и коллективной деятельности ребенка.
Деятельностный подход ориентирует учителя на создание на уроках таких видов деятельности, которые формируют у учащихся умения учиться.
Задача учителя заключается в такой организации учебной деятельности обучающихся, чтобы дети сами «додумались» до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Целью процесса обучения становится обучение разным видам деятельности, в результате которых ученик получит необходимые знания.
На каждом уроке мы создаем условия для формирования у учащихся личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий.
С самых первых минут урока мы включаем учащихся в деятельность. 1.Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

Приёмы  работы:

  • Каждый урок рекомендуется начинать с позитивного настроя на урок- высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи, улыбка, прикосновение ладошек, и т. д.
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

Например, урок обучения грамоте в 1 классе начинаем с речевой разминки.
Детям предлагаем выполнить упражнение для постановки правильного речевого дыхания: «Подуй на листочек!» И.П. Сесть, расправив плечи, голову держать прямо. Представьте, что у вас на ладошке лежит маленький березовый листочек. Выдохните, вдохните и задержите дыхание (2 сек.), плавно подуйте на листочек так, чтобы он полетел далеко-далеко.
Такие упражнения способствуют формированию умений слушать и слышать. Дети должны услышать, запомнить, принять и выполнить данную учителем задачу, что очень важно в учебной деятельности первоклассников.

2.Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

  • побуждающий, подводящий  диалоги;
  • мотивирующий  приём  “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной  литературы,  случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

3.Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
    В структуру урока введен новый этап:«Определение темы урока. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности».
    На уроке 
    окружающего мира, изучая тему «Почему дует ветер и идёт дожль» предложила  детям отгадать загадки о дожде и ветре. На доске разместила слова-отгадки. А затем спросила: Как вы думаете, какая будет тема урока? Далее предлагаю посовещаться в парах и определить цель урока. После общения с соседом по парте, ребята пытаются самостоятельно назвать цель урока.. Очень важным моментом является мотивация учебной деятельности: «Зачем я это изучаю? Где это мне может пригодиться в жизни?» При обсуждении способа действий при решении учебной задачи, ученик ставит вопрос: «Что я должен делать, чтобы решить эту задачу?».

4. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания,   (запись в виде опорного сигнала)

  • фронтальная работа, работа в парах;
  • комментирование, обозначение знаковыми символами;

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону)

  • Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
  • Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

Самоконтроль, самопроверка


Необходимой частью деятельностного подхода в обучении младших школьников является контролирующая и оценочная деятельность. Большое внимание уделяем заданиям, которые дети выполняют в парах и группах. В процессе такой деятельности развивается контроль и самоконтроль. Этому способствует работа с рубриками «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибку» и др. Каждый ученик контролирует свою деятельность, соотносит по -лученный результат с образцом .

6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Вопросы:

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать?


Таким образом, обучение более не рассматривается как передача готовых знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и учеников в процессе получения знаний и решения проблем. Все сказанное подчеркивает особую актуальность вопроса реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Реализация деятельностного подхода в начальной школе способствует успешному обучению младших школьников.   Анализ  успеваемости  и качества знаний   по предметам, диагностика учебной мотивации, проведённые  среди наших учеников, наглядно демонстрируют  это утверждение. У обучающихся  формируются  основные учебные умения, позволяющие им  успешно адаптироваться  в основной школе  и продолжить предметное обучение по любому учебно-методическому комплекту.

                                               

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
об разования. М.: Просвещение.2010.

2.Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе

3.Блохина Е. А. “Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №3, 2010, стр.20.

4.Курлыгина О. Е. “Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте”, Ж: “Начальная школа”, №8, 2010, стр. 50.

5.Петерсон Л. Г. “Что значит “уметь учиться”?”, Москва, 2006.

6.Попова Н. П. “Деятельностный способ обучения”, ОАОУ НИРО,2011.

7.Романова О. Н. “Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки”, Ж: “Начальная школа плюс до и после”, №12, 2010, стр.38.

Полная версия материала

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Возраст / Класс / Курс *
Поле обязательно для заполнения
4 года
5 лет
6 лет
7 лет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
I love English (4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (4-5 лет)
600 тенге
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
В мире животных (4 года)
600 тенге
Весёлые загадки (4 года)
600 тенге
Веселые задачки (5 лет)
600 тенге
Весёлые цифры (4-5 лет)
600 тенге
Весёлый счёт (5 лет)
600 тенге
Времена года (4 года)
600 тенге
Время и возраст (6-7 лет)
600 тенге
Вчера, сегодня, завтра (5 лет)
600 тенге
Дни недели и времена года (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (6-7 лет)
600 тенге
Занимательная математика (6 лет)
600 тенге
Запутанные буквы (5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (5-6 лет)
600 тенге
Логические задачки (4 года)
600 тенге
Математика для дошкольников (6 лет)
600 тенге
Математика для малышей (6 лет)
600 тенге
Начинаем читать (6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Основы финансовой грамотности (5-6 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения для малышей (4-5 лет)
600 тенге
Пространство и время (4 года)
600 тенге
Пространство и время (6-7 лет)
600 тенге
Развитие речи (4 года)
600 тенге
Развитие речи (5 лет)
600 тенге
Развитие речи (6 лет)
600 тенге
Родная страна (4-5 лет)
600 тенге
Самый внимательный (5-6 лет)
600 тенге
Строение тела человека (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимательность (6-7 лет)
600 тенге
Тесты на логику (4 года)
600 тенге
Тесты на логику (5 лет)
600 тенге
Хочу все знать (4 года)
600 тенге
Хочу все знать (5-6 лет)
600 тенге
Цвета на английском (4-5 лет)
600 тенге
Цифры для малышей (4 года)
600 тенге
Часы (6 лет)
600 тенге
Этикет для малышей (4 года)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
История Казахстана
600 тенге
Математика
600 тенге
Алгебра
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
География
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Цифровая грамотность
600 тенге
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты