Речь – одно из важнейших средств коммуникации, проявлющихся в дошкольном возрасте в диалогах, полилогах (коллективных разговорах), монологах.
Одной из основных задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевую патологию, является формирование у них связной монологической речи. Серьезные затруднения в овладении навыками связной речи у таких детей обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексико-грамматического и недостаточной сформированностью как звуковой, так и смысловой сторон речи.
Цель коррекционно-логопедической работы - сформировать возможность освоения такими детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция в детском коллективе. Планируемые конечные результаты ее усвоения едины, как для нормально развивающихся детей, так и для детей с нарушениями речи.
Речевое развитие включает в себя владение речью, как средством общения, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование фонетико-аналитической активности как предпосылки к обучению грамоте. Важнейшим ориентиром является следующая характеристика развития ребенка на заключительном этапе дошкольного образования: он достаточно хорошо владеет устной речью для того, чтобы использовать речь для выражения своих желаний, чувств и мыслей, построения речевого высказывания в ситуациях речевого общения, выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки к грамотности.