В этом году исполняется 100-летие со дня начала национально-
освободительного восстания. Вспоминаются слова Президента
Республики Казахстан Нурсултан Назарбаева: «…великий исторический
пример служения национальным интересам со стороны целой плеяды
выдающихся исторических деятелей, государственных в истинном
смысле этого слова – тех, кто уже в начале двадцатого столетия
сформировал цели развития казахской государственности. Об истории
необходимо судить не только и не сколько по завоеваниям, сколько по
порывам национального духа. Мы можем с гордостью сказать, что поле
национального действия, очерченное деятелями «Алаша» в начале
столетия, получило развитие в конце века»[1].
И, как показывает время, начавшаяся история построения будущего
в начале столетия послужило укреплению современности. Идея
построения независимости обошлась дорого лидерам партии «Алаш» -
А.Букейханову, А Байтурсынову, М Дулатову и многим другим. Все они
были расстреляны за мечту создания независимого государства.
Представители казахской интеллигенции не боялись пробуждать в
сердцах голодных, обездоленных казахов идею построения будущего,
переживая не за свои жизни, а за поднятие общенационального духа под
лозунгом: «Освобождение казахского народа из-под колониального ига».
Все свои программы, мысли, идеи о независимости печатались со
страниц газеты «Казах». В ней отражалась идеология построения
государственности, где четко было прописано, что все казахские области
должны получить территориально – национальную автономию. Но,
несмотря на это у лидеров партии были опасения: «… совершенно ясно,
что автономия необходима, то какая форма будет наиболее удобной для
казахов – государственная автономия или федеративная автономия? Если
мы придем к форме региональной автономии, то, что будет ее базисом –
территория, или особенности, культуры или особенности
национальности? Смогут ли казахи претендовать на независимость или
добьются ее в союзе с другими народами- писал А Букейханов»[2]
Идеи независимости и создания собственного государства стали
доминантной в общественных настроениях местного населения.[3] На
странице газеты «Казах» 21 ноября публикуется проект программы
партии из 12 пунктов, где во втором пункте говорится об идее создания
блага и культуры, считая всех бедных товарищами, а мироедов - врагами.
Проект партии был одобрен 90% голосов жителей аулов на выборах в
Учредительное собрание в ноябре 1917 года, как сообщает В.Григорьев,
На настроение партии «Алаш» повлияли масштабные изменения,
начавшиеся в национальных окраинах Российской империи в
Прибалтики, Финляндии, Польше, Западной Украины, Закавказье. В этот
период в ходе национально - освободительного движения эти земли
обрели независимость от Российской империи. Лозунг Ленина о праве
нации «на самоопределение» в глазах национальной буржуазии и
национальной интеллигенции обретал возможность действительного
национального самоопределения.
И вот настало то время, когда дети Великой степи могут воплотить
мечту народа в настоящее. Мнения лидеров партии «Алаш» были
четкими и аргументированными. Их любили и ненавидели, ими
восхищались и пренебрегали, но идею государственности у них было не
отобрать. После того, как А..Букейханов был избран в члены
Государственной Думы, он яро отстаивал свою точку зрения. «…во
время разгара споров..» - пишется в газете «Наша жизнь» 1906 г.[4]
И вот настало время перемен. Ветер по степи разносит прекрасные
слова из стихотворения М Дулатова «Оян, қазақ!» «Оян, қазақ! Ойлан,
қазақ! Бол, қазақ! Шынбақытқа жеткізетін жол да ұзақ. Алашағың аз ба
мынадүниеден, Болашағың емес пеедізор, ғажап?! Оян, қазақ! Ойлан,
қазақ! Бол, қазақ! Сілкінші бір қанатыңды қомдап ап!..
Слова, которые поднимали с колен бедных шаруа, слова, которые
заставляли поднимать головы и идти только вперед к заветной мечте.
Слова, как гимн, в каждом сердце казаха. Их знали все: от малого до
великого!
По мнению, северо-казахстанского ученого, к.и.н. доцента
Ибраева Сабыра Смагуловича, стихотворная форма подачи серьезных
фундаментальных теоритических задач будущего легче усваивалось
казахским обществом в силу народной поэзии, фольклора. Оно было
ближе и доступнее, чем научные статьи или научные заметки.
Но никто не знал, что ветер перемен скоро поменяет сторону
против сынов степи, тех, кто стоял у истока появления зачатков
государственности, что всю казахскую интеллигенцию поглотит красный
маховик террора. Великая степь, обогатившая мировую культуру,
потеряет ярких сынов своих: некоторых уничтожат в лагерях, а других
расстреляют. И настанет «время страха и выжидания» почти в 70 лет,
пока мечта не станет явью.
Недавно я прочитал статью известного ученого, директора
института истории и этнологии имени Ш. Уалиханова при НАН РК
Абжанова Хангельды «Движение Алаш и казахская национальная идея
начала ХХ века», где четко прослеживается национальная идея начала
XX века, рожденная в муках и мобилизовавшая казахскую
интеллигенцию на великие свершения, составившая основы ее
общественно-политического творческого совершенствования, которая
созревала под влиянием трех факторов и причин. Во-первых, кризисом
всей системы жизнеобеспечения традиционного общества, что поставило
под сомнение дальнейшую судьбу и исторические перспективы
казахского народа, глубоко волновало лучшие умы степи. Во-вторых,
ростом потенциала либерализма в России, до предела охваченной
противоречивыми тенденциями и переменами. В-третьих, расширением
географии и масштабов национально-освободительного движения и
пробуждением национального самосознания колониальных народов[5]