Наши контакты:
+7(777) 970-85-15
» » Работа над крупной формой в младших классах отделения фортепиано

Работа над крупной формой в младших классах отделения фортепиано

28 март 2019
159
0

Открытый урок по специальности фортепиано

Северо-Казахстанская область Есильский район 

КГКП Музыкальная школа с. Корнеевка

Педагог фортепиано Голубева Ирина Николаевна

Тип урока: комбинированный.

Тема урока: «Работа над крупной формой в младших классах отделения 

                         фортепиано».

Цель урока: Формирование и развитие знаний и исполнительских умений в ходе

                       работы над произведением крупной формы.

Задачи урока: 1. Раскрыть особенности формы изучаемого произведения, научить объединять музыкальный материал в единое художественное целое.

2. Развитие умения «излагать» материал последовательно, как логическую цепь музыкальных событий, расширение исполнительских навыков.

3. Воспитание чувства классической формы как способа передачи художественного содержания произведения, умения слушать и анализировать услышанное.

Методы: словесно-пояснительный, наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, анализа и сравнения, практический, эмоциональной отзывчивости.

Оборудование: фортепиано, ноты, портрет.

Этапы урока: 1. Организационный момент.

2. Вступительное слово педагога.

3. Практическая часть (детальная работа над произведением).

4. Заключение.

Характеристика ученицы: Даша обладает средними музыкальными способностями, проявляет живой интерес к занятиям фортепиано, стремится к высоким оценкам, регулярно готовит домашнее задание.

Ход урока:

1. Организационный момент: эмоциональный настрой ученицы, сообщение темы, цели, задач урока.

2. Вступительное слово педагога: Произведения крупной формы (сонатины, вариации, рондо) присутствуют в репертуаре учащихся уже к окончанию первого года обучения. Сочинениям крупной формы свойственно большое разнообразие содержания, большие масштабы развития музыкального материала. Их исполнение требует от ученика умения мысленно охватывать значительные построения и, при соблюдении единства целого, выявлять характерные особенности отдельных образов и тем. Оно также требует навыков переключения с одной художественной задачи на другую, выдержки, большого объёма памяти и внимания.

3. Практическая часть. (Работа над сонатиной C- dur соч.36 №1 М.Клементи).

Педагог: Даша, сегодня на уроке мы поговорим о произведении под названием «сонатина», которое относится к жанру крупная форма. Написал данную сонатину итальянский композитор, пианист, педагог Муцио Клементи (портрет). Он писал произведения для оркестра, камерную музыку, духовную. Значительный вклад композитор внёс в развитие фортепианного искусства, его называли «отцом фортепианной музыки», так же он усовершенствовал инструмент фортепиано. Он написал фортепианные произведения для детей. На уроке мы будем работать над произведением этого композитора.

К жанру крупная форма относятся такие произведения, как сонатина, рондо, 

вариации, сонаты. Эти сочинения имеют большие масштабы, в них несколько     частей, множество различных музыкальных тем. Что такое сонатина?

Сонатина – это соната малых размеров, для неё характерна простота содержания, отсутствие средней части или она сокращена. Сонатины писались по определённым правилам, в сонатной форме, которая состоит из 3х разделов (далее обращаю внимание ученицы на таблицу):

Экспозиция

Г.П., С.П., П.П., З.П.

Разработка

Реприза

1. Экспозиция – 1-ый раздел в сонатине – показ тем, завязка действия. В ней даются Г.П., П.П., есть и С.П. и З.П. Чаще всего Г.П. решительного характера, а П.П. – более лирическая, спокойная.

2. Разработка – 2-ой раздел сонатины. В ней происходит сопоставление, столкновение, развитие тем.

3. Реприза – 3-ий раздел – развязка действия. Это повторение 1-ого раздела, где темы излагаются в основной тональности.

   Даша, ты услышала много новых слов, которые дают нам представление о произведении жанра крупная форма. Сонатину можно сравнить с литературным произведением. Давай обратимся к известной сказке Ш.Перро «Красная Шапочка» и разберём форму нашей сонатины. Посмотри в ноты, определи, сколько разделов в сонатине.

Ученица: 3 раздела (отмечаем границы разделов).

Педагог: Сыграй 1-ый раздел сонатины – экспозицию, и определи количество тем в этой части. (Ученица исполняет 1-ый раздел).

Педагог: Сколько тем ты услышала?

Ученица: Две (отмечаем в нотах границы тем).

Педагог: Исполни 1-ую тему, которая называется Г.П. Представим, что это Красная Шапочка. (Ученица играет Г.П.)

Педагог: В какой тональности проходит тема?

Ученица: В основной. В тональности До мажор.

Педагог: Какая тема по характеру?

Ученица: Весёлая, решительная, маршеобразная.

Педагог: Давай рассмотрим 2-ую тему – П.П. Это тема – бабушки, к которой пошла Красная Шапочка. Исполни её. (Ученица играет)

Педагог: В какой тональности прозвучала П.П.? Каков характер этой темы?

Ученица: Тема прозвучала в тональности Соль мажор.

Педагог: Как ты определила, что это тональность Соль мажор?

Ученица: Появился «фа-диез » и мелодия закончилась на трезвучии Соль мажора. Характер темы более мягкий, напевный.

Педагог: Какая связь между тональностями До и Соль мажор?

Ученица: Тональность Соль мажор – это Д в До мажоре.

Педагог: Молодец! Экспозиция всегда завершается в доминантовой тональности и поэтому произведение не заканчивается, музыка требует продолжения.

Педагог: Теперь перейдём ко 2-ому разделу – разработке. В этом разделе всегда происходят главные события. Представим, как Красная Шапочка идёт через лес, встречает волка. Волк съедает Красную Шапочку и бабушку, тут появляются охотники и убивают его. Сыграй разработку и проанализируй её. (Даша исполняет этот раздел).

Ученица: Мелодия сначала тихая, хитрая, звучит настороженно. Затем тема зазвучала громко, решительно, и всё закончилось хорошо, рассказывает музыка.

Педагог: Мелодия разработки новая или имеет схожие интонации с темами экспозиции?

Ученица: Музыка этого раздела очень похожа на Г.П., только она звучит в другой тональности и имеет другой характер.

Педагог: Правильно! Поэтому разработка является главным, кульминационным эпизодом произведения, где происходят важные события, рассказанные звуками.

   Далее переходим к завершающей части произведения – репризе – это развязка действия. Даша, сыграй репризу и разберём этот раздел. (Ученица исполняет)

Педагог: Что ты можешь сказать об этой части?

Ученица: В этой части звучат Г. и П. партии, как в экспозиции. Только Г.П. исполняется на октаву ниже.

Педагог: Правильно. А в каких тональностях изложены темы?

Ученица: Г. и П. партии звучат в основной тональности, До мажор.

Педагог: Молодец! Произведение всегда заканчивается на тонике основной тональности, поэтому П.П. в репризе звучит в тональности Г.П. и музыка не требует продолжения, а ставит точку. Вот и завершение нашей сказки: появились Красная Шапочка и бабушка, после счастливого освобождения их охотниками.

Педагог: Мы познакомились с формой сонатины. Даша, давай закрепим строение формы данной сонатины. Попробуй из геометрических фигурок выложить форму произведения. (При изучении музыкальной формы в младших классах я использую наглядный красочный материал (в виде геометрических фигур: треугольников, квадратиков, кружочков), который помогает образно и интересно представить детям исполняемое произведение).

(Заранее приготовлен наглядный материал).

Педагог: Представим, что треугольники – это Г.П., кружки – П.П. Вспомни, как звучит П.П. в сонатине и выложи схему. (Ученица выполняет задание)

Педагог: Молодец! Справилась с заданием.

   Разобрав форму произведения, работаем над приёмами игры.

Педагог: Даша, теперь поработаем над исполнительскими приёмами, чтобы точно передать содержание сонатины. Вернёмся к Г.П. Трудность этой партии состоит в том, что из коротких мотивов нужно составить фразу, правильно её динамически выстроить. Даша, Г.П. можно разделить на части-предложения? Если можно, то сколько получится предложений?

Ученица: В музыке ясно слышно, что Г.П. состоит из двух предложений (проставляем цезуры в конце предложений; определяем фразы в каждом предложении).

Педагог: Обрати внимание: Г.П. в 1-ом предложении звучит на f, а во2-ом – сначала, как эхо на pа затем, в восходящем движении на cresh. Опять звучит на f. Важно, обратить внимание на окончание фраз. В 1-ом предложении добиться dim., во 2-ом – cresh., т.е. показать постепенное нарастание и спад звучности. (Ученица исполняет Г.П., добиваемся правильной динамики)

Педагог: Трудность П.П. заключается, в правильном сочетании мелодии и сопровождения: в мелодии скачок на октаву, повторение звука на cresh. и переход в гаммообразный пассаж – добиться пальцевого legato, плотное ощущение клавиши всей подушечкой (показ педагога). (Ученица играет партию правой руки, добиваем-ся точного звука и правильной динамики ).

Педагог: В партии левой руки разложенные трезвучия следует играть цепкими пальцами с опорой на 5 палец (показ педагога). (Даша работает над партией левой руки, добиваемся правильного распределения звука).

Педагог: Теперь соедини обе руки. (Ученица играет)

Педагог: В разработке, трудность представляют исполнение октав (поочерёдное взятие верхнего и нижнего звуков) – во 2-ом предложении. Их полезно проучить медленно, используя вращательное движение предплечья, «приоткрывая» 5 палец (можно с акцентированием), добиваясь освобождения запястья от излишнего напряжения (показ педагога). (Отрабатываем этот приём сначала правой рукой, затем соединив с партией левой руки).

Педагог: Мы проработали эпизоды, которые представляют сложность для ученицы. Дальше предстоит большая работа над деталями, художественным образом произведения. Даша, теперь исполни сонатину с учётом отработанных трудностей. (Ученица исполняет)

4. Заключение.

Педагог: Даша, а теперь подведём итог. Что нового ты узнала о произведении?

Ученица: Я узнала, что такое крупная форма, сонатина. Из каких разделов и тем состоит сонатина. Познакомилась с новыми приёмами игры. Научилась анализировать произведение, которое я исполняю; разбирать форму.

Педагог: В заключении хочу добавить, что работа над произведениями крупной формы способствует развитию музыкального мышления ученика, наиболее полному раскрытию его творческого потенциала. Освоение крупной формы требует от учащегося умения логически мыслить, умения анализировать, знания теории музыки, а так же хорошей исполнительской подготовки. Достигнуть успеха можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, пианистически и артистически.


Топ портфолио преподавателей
Войти через: