Обратная связь и ее значение при дистанционном обучении.
Дернина О.В. учитель
КГУ «Общеобразовательная школа села Красивое отдела образования по Есильскому району управления образования Акмолинской области»
Человек не может по-настоящему совершенствоваться,
если не помогает усовершенствоваться другим.
Ч. Диккенс
Сегодня при переходе на дистанционное обучение актуальным становится вопрос получения обратной связи. Ведь работая в дистанте, учитель не видит ученика, который находится по ту сторону экрана, не может отследить его проблемы и трудности, возникающие в ходе обучения.
Обратная связь в широком смысле означает отзыв, отклик, ответную реакцию на какое-либо действие или событие. В контексте электронного обучения это может быть информация, предоставляемая, например, учителем и учеником относительно аспектов своей работы или понимания материала.
Обратными связями называются связи, идущие от обучаемого к обучающему и от него к обучаемому (внешняя обратная связь) или идущие от обучаемого к нему самому (внутренняя обратная связь), по которым проходит информация о ходе процесса и результатах обучения. Информация о ходе и результатах обучения, получаемая учителем (по внешней обратной связи) или учеником (по внутренней обратной связи) сопоставляется с заранее известной нормативной, и результаты этого сопоставления служат для учителя основанием для оценки и коррекции процесса обучения, а для учащегося — основанием для самооценки и самокоррекции своей учебной деятельности (в случае отрицательной обратной связи, придающей системе обучения и научения состояние устойчивости по отношению к нормальному процессу) и подкреплением для стимуляции процесса учения (в случае положительной обратной связи).
Отмечая особенности эффективной обратной связи нельзя не упомянуть ее задачи как контроль и оценка, мотивация, развитие, закрепление пройденного, формирование ответственности у учащегося.
Этапами изменения в поведении являются сопротивление, эмоциональный всплеск, исполнение, принятие новой модели. Мы не замечает некоторых ошибок обратной связи, таких как приукрашивание, совмещение с «НО», учет заслуг прошлого, совмещение с просьбой, субъективность, негативный эмоциональный фон, загадывание.
Для обратной связи присущи свои правила, такие как индивидуальность, объективная оценка, связь конкретных действий с результатом, актуальность, заслуженность, возможность похвалиться, подчеркивание ценностей.
Обратная связь обязана быть, ведь без нее не будет происходить движение ученика в сторону знаний. Следует обратить внимание на правила обратной связи. Желательно давать эту обратную связь для каждого задания. А для того, чтобы облегчить работу учителя, большую часть обратной связи нужно переложить на цифровые инструменты.
Мотивация – один из ключевых элементов обратной связи.
Мотивация (какова ценность для меня?)Исправление ошибок (как я могу сделать лучше?)
Исправление ошибок (как я могу сделать лучше?)Правильно (знание: правильно почему, правильно что)Я умный!
Я так и знал. Что еще я должен знать?
Правильно (угадывание: неизвестно почему, исправить что) Возможно, я не знаю ответа на все вопросы по работе, но я могу сделать обоснованное предположение.Ладно, так вот почему!!!
Правильно (ошибка: неправильно почему, исправить что)Я умный. Сделал все правильно!Ой, я не думал, что это из-за этого.
Неправильно (угадывание: неизвестно почему, неправильно что)Ну, я не знал. Теперь я знаю.Но почему?
Неправильно (ошибка: исправить почему, неправильно что)Я думал правильно! Я просто совершил ошибку.О, ладно. Теперь я понял.
Неправильно (знание: неправильно почему, неправильно что) Я всегда думал... Хм... Теперь я знаю.Но почему это неправильно?
Одна из проблем, с которыми мы сталкиваемся в электронном обучении заключается в том, что нет человека, способного создавать обратную связь. Нет персонализированных сообщений в заданиях. Как же тогда применить на практике все, о чем мы говорили? Как мы поддерживаем мотивацию и исправление ошибок?
Чтобы поддержать как мотивацию, так и исправление ошибок, давайте разберем взаимодействие с множественным выбором на основе результата и намерения. Для простоты результат будет правильным или неправильным.
Как эта таблица помогает? Можно использовать ее для персонализации обратной связи. Например, если знаете, что кто-то ответил правильно, потому что применил правильную ментальную модель, ваша обратная связь подтвердит достижение, укрепит ментальную модель и добавит дополнительную информацию (которая может быть более сложным уровнем или объяснением, почему другие решения неправильные).
Оценочная обратная связь предоставляет учащимся лишь некоторую информацию в форме общих замечаний, но не даёт учащимся рекомендаций о том, что требует улучшения и каким образом можно этого добиться. Оценочная обратная связь чаще всего осуществляется в виде устных комментариев, информирует и сравнивает учащихся по результатам достижений. Примеры оценочной обратной связи:
Отлично! Молодец! Правильно. Ты снова допустил ту же ошибку! Хорошее выразительное чтение! Я горжусь тобой! У тебя всё получилось. Я тобой довольна. Ты выполнил работу замечательно! Ты всё время...! Ты опять...!
Описательная обратная связь непосредственно связана с ожидаемым результатом и критериями оценивания. Она предоставляет учащимся указания, рекомендации, сове- ты относительно последующих действий, необходимых для улучшения качества работы. Это создаёт условия, при которых учащиеся берут на себя ответственность за корректи ровку, улучшение своей работы. Описательная обратная связь вовлекает учителя и ученика в активный диалог о способах улучшения устного ответа или письменной работы, и содержит определенную информацию в форме письменных и устных комментариев.
Например: Прочитал текст хорошо. В следующий раз обрати внимание на чтение окончаний слов. Перечитай текст и обрати внимание на новые слова. При ответе на вопрос, вспомни слова главного героя, они помогут тебе правильно построить ответ. Перечитай текст ещё раз и составь 3–4 вопроса, начи нающихся со слова «почему». Вспомни последовательность событий в рассказе, это поможет тебе ответить на вопрос
Систематическое использование критериев оценивания, обращение учащихся к критериям оценивания облегчает процесс предоставления описательной обратной связи. Он становится более простым и понятным обеим сторонам и оказывает влияние на каче ство конечного продукта.
Важно быть открытым к новому и к людям, проявлять готовность слушать и слышать, взаимодействовать и объяснять, и все получится.
Ссылки на источники:
[1] Джон Хэтти, Хелен Тимперли. Сила обратной связи (http://rer.sagepub.com/content/77/1/81).
Исследования говорят / Хорошая обратная связь – целенаправленная, конкретная, своевременная (http://www.ascd.org/publications/educational-leadership/sept12/vol70/num01/Good-Feedback-Is-Targeted,-Specific,-Timely.aspx)
Обратная связь и ее значение при дистанционном обучении
Полная версия материала