В практике работы многие сталкиваются с проблемой связанной с отсутствием мотивации к учебе, особенно в среднем звене. Подросткам трудно усваивать большой объем информации в короткие сроки. Опытные учителя знают о том, что в соответствии со стандартами образования ученик должен овладеть немалым объемом полезной информации. Многие дети сталкиваются с проблемой : когда они учат, но очень быстро забывают то, что учили. Нет прочности усвоения знаний. Одной из причин такого быстрого забывания является ряд причин: эмоциональное состояние учащихся, стрессы, перегруженность учебного материала второстепенным материалом. Как пробудить у ребенка желание не просто учить математику, а учиться с увлечением. В практике своей работы мы часто торопимся, экономим время. Но это отрицательно сказывается на прочности усвоения и приводит к серьезным проблемам в учебе.
Для того, чтобы научить хорошо учиться, можно использовать рекомендации современных педагогов психологов.
В первую очередь надо обратить внимание на формирование устойчивой мотивации к учебе, стремления к новым знаниям, учить работать с учебником, внимательно читать условие задачи, работать с разными источниками информации. Важную роль в жизни ребенка играет учитель. Именно взаимоотношения с педагогом способствуют повышению или понижению желания заниматься предметом. От учителя требуется максимум внимания к каждому ученику , чтобы зажечь в нем искорку стремления к знаниям. Многие дети и родители привыкли находить внешние причины своих неудач, вместо того чтобы поискать их внутри себя. Во время занятий с учениками надо чтобы учитель помог выяснить причину затруднений, вызванную различными факторами. Помочь сформулировать цель: к чему ребенок будет стремиться. Надо наметить план действий и приступить к реализации этого плана. При составлении плана надо использовать разнообразные действия, использовать ресурсы. В конце любого занятия с ребенком надо провести рефлексию, подвести небольшой итог: чему он научился, оглянувшись назад. Рефлексия – это способ коррекции действий с помощью критического анализа. Рефлексия помогает преодолевать трудности на будущее. Выгодский считал, что при обучении учащихся нужно учитывать первоначальные знания учащихся, то есть находиться в их «зоне ближайшего развития» . Имея небольшой багаж , мы постепенно от урока к уроку наращиваем сумму знаний.
Эффективными средствами повышения качества знаний являются использование активных форм работы на уроке. Дети любят работать по группам, так как они постоянно обмениваются опытом в ходе урока. Эффективны приемы «учитель-ученик», когда один ученик в роли учителя объясняет свое понимание нового материала. Очень полезны игровые формы работы на уроке: уроки-путешествия, уроки –турниры, игры « Эстафета», «Поле чудес» и так далее. Повышению мотивации могут способствовать мини-проекты, решение занимательных задач, на сообразительность, задачи – шутки и т.д. Иногда на уроке можно предложить отгадать ребус, головоломку, кроссворд. Дети любят решать задачи на запутанные ситуации с неожиданным решением. Роль учителя в этом первостепенна. Надо прилагать много усилий для подготовки к уроку, продумывать разнообразные формы и методы урока, применять активные формы. Приемы критического мышления: «инсерт», «джигсо», «фишбоун», «галерея», «дерево желаний» будут способствовать повышению мотивации учащихся. Важно внимательно относится к каждому ученику, стараться дать ему самые лучшие способы решения задач, правильно выбирать стратегию решения и умело находить верный ответ.
Таким образом, применение новых технологий, элементов критического мышления может способствовать повышению качества знаний на уроках математики.