На сегодняшний день хорошо известно, что студенты лучше овладевают определенными умениями, если изучают предмет через собственный опыт, а так же, лучше воспринимают материал, если преподаватель принимает и включает в обсуждения мнения студентов, которые не совпадают с его собственной точкой зрения. Поэтому важно в учебном процессе широко использовать активных и интерактивных формы проведения занятий.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. На рисунке показано как строится взаимодействие при таком методе обучения.
направляя студентов в деятельности и создавая условия для плодотворной работы.
В связи с пандемией корона вируса в 2020 году и переходом на 100% дистанционное обучение, многие преподаватели столкнулись с трудностями в использовании в учебном процессе активных и интерактивных форм обучения. Эти трудности моно обозначить следующим образом:
- Незнание содержания метода не только в условиях дистанционного обучения, но и в условиях традиционного обучения.
- Неумение применять его в рамках платформ, предназначенных для дистанционного обучения.
Если знать и применять основные принципы и алгоритмы построения интерактивного задания, то можно с легкостью преодолеть любые трудности.
Основные правила организации интерактивного обучения:
Правило первое. В работу должны быть вовлечены все участники. Обычно для вовлечения всех студентов их делят на малые группы. В рамках дистанционного обучения, когда широко использовалась программа ZOOM для проведения занятий в этих целях, используется функция деления на отдельные сессионные залы.
Правило второе. Психологическая готовность участников. Не все студенты приходят на занятие психологически готовыми к тем или иным работам и взаимодействиям. Преподаватель в этом случае должен хвалить за активное участие в работе и предоставлять свободу для самореализации.
Правило третье. Четкие правила и регламент на занятии. Об этом преподаватель должен сообщить до начала занятия. Пример нескольких правил, которые должны придерживаться не только студенты, но и сам преподаватель: все участники должны уважать свободу слова и проявлять терпимость к любой точке зрения.
Правило четвертое. Важно правильно подобрать участников групп. На первом этапе можно разделить группы на основе добровольности, а затем, уже делить студентов случайным методом.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
- доверительные отношения между преподавателем и студентами
- сотрудничество в решении поставленных задач
- включение в процесс обучения личного опыта: личных примеров, широко известных фактов
- осуществление обратной связи с аудиторией
- организации эффективной коммуникации как внутри группы так и между группами
Алгоритм построения интерактивного занятия:
- Подготовка занятия. При разработке интерактивного занятия необходимо особое внимание уделить следующим моментам:
Участники занятия: их возраст, будущая специальность, временные рамкы на проведение урока.
Перечень необходимых условий: четко определенная цель занятия, раздаточные материалы, техническое оборудование, подбор жизненных примеров и основных вопросов и ситуаций.
- Вступление. Сообщение темы и цели занятия. Преподаватель объявляет основные правила и дает четкие инструкции, знакомит студентов с основной целью, которую должны достичь студенты в конце урока. Важно на этом этапе добиться полного понимания терминов. Студенты должны правильно использовать термины и не употреблять непонятные слова. Так же это настраивает студентов на работу со словарями, и использовать справочную литературу.
- Основная часть. Основная часть зависит от формы выбранной формы интерактивного занятия.
- Выводы (рефлексия). На этом этапе преподаватель сам выбирает метод рефлексии студентов. Главное, чтобы студенты смогли сконцентрироваться на эмоциональном аспекте, чувствах, которые они испытывали на занятии. Рефлексия заканчивается выводами которые делает преподаватель.
В условиях дистанционного обучения самым легкодоступным и реализуемым методом интерактивного обучения можно считать активные и интерактивные лекции. Такие виды лекций могут быть организованы в различных формах.
Проблемная лекция. Преподаватель создает проблемную ситуацию, которую студенты должны разрешить в ходе урока. Разрешая поставленные задачи студенты приходят к выводам, которые преподаватель сообщает в качестве новых знаний.
Лекция с запланированными ошибками. После объявления темы преподаватель сообщает, о том, что в лекции присутствует определенное количество ошибок. В конце лекции студенты должны назвать все ошибки.