Педагог. Это слово сопровождает нас с первых школьных дней. В начальной школе мне казалось, учитель человек, знающий обо всем на свете: строгий, но добрый, терпеливый и снисходительный. Когда я училась в средней и старшей школе я боготвориланекоторых учителей. Видела в них союзников на пути познания предметов и жизни, мудрых советчиков, требовательных педагогов.
Теперь я – педагог, мастер производственного обучения в колледже - познала трудность, ответственность, многогранность и самоотверженность этой профессии. Работая на протяжении долгих лет в системе технического и профессионального образования, могу реально оценить и ощутить перемены в труде педагога, все грани этих изменений: профессиональные, моральные, психологические, этические и даже материальные.
Современный мир очень многолик: стремительный темп жизни, быстроменяющийся поток информации, высочайший уровень технологичности, сложнейшая техника, необходимость быть мобильным. Все это вносит коррективы и в педагогическую деятельность мастера производственного обучения.
Если раньше я представала в образе «проводника знаний и умений», то сегодня я и фасилитатор, и тьютер, и психолог. У меня множество ролей. Умение развивать у обучающихся самостоятельность, адаптировать их к современным условиям реальной жизни - одно из главных требований к педагогу в настоящее время. Но…Многие духовные ценности предыдущих поколений утрачивают силу, подменяются насилием, жестокостью, равнодушием, безмерной властью денег.
Я считаю, что одной из основных задач современного педагога - сохранить и передать все лучшее и духовное своим студентам и ориентировать их на новое перспективное направление в жизни. Ведь в скором времени каждый из них станет тоже отчасти педагогом для своих детей.
Современная жизнь, с одной стороны, представляет нам больше шансов и возможностей выбора, а с другой, – выявляет проблемы, связанные с усилением факторов риска и неопределенности.
Главной задачей как мастер производственного обучения, я считаю, научить студента «работать руками», научить выполнять работу профессионально, ответственному отношению к ней. Понимание значимости своего труда, чувство ответственности за свою работу закладывается на уроках производственного обучения, в ходе которого у обучающихся формируются профессиональные умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения. Уверена, что это - в дальнейшем даст человеку не только материальное, но и моральное удовлетворение от своего труда. В своей деятельности стараюсь придерживаться принципа, сформулированного А.С. Макаренко: «…Как можно больше уважения к человеку, как можно выше требовательность к нему…».
В настоящее время занятия по обучению начальным практическим навыкам остается основной формой организации производственного обучения в колледже.
Я всегда стремилась в своей педагогической деятельности особое внимание уделять таким важным моментам на уроке производственного обучения, как постановка целей и задач, ориентированных на конкретное действие в профессии; создание положительной мотивации, которая определяет успех в приобретении трудовых навыков и умений будущими рабочими. Для этого на I курсе на первом занятии я провожу экскурсии на производственное предприятие, строительные объекты. Опыт многолетней работы показывает, что такие экскурсии создают хорошую положительную мотивацию на освоение избранной специальности.
Мои ученики ждут с нетерпением уроков, чтобы поразмышлять над судьбами героев, новых интересных идей, творческих проектов, подготовки к праздникам. С огромным интересом наблюдаю за маленькими и большими победами и многому учусь у своих ребят.
Также мои ученики Ермаганбетов Рустем и Шуберт Александр победители областных конкурсов как World Skiils.
Мне очень хочется научить детей быть лучшей версией себя, оставить след в их душах, породить в них потребность думать, спорить, отстаивать свою точку зрения. Научить их тому, чему другие не научат. Показать, какие возможности перед ними открыты.
Не все молодые люди и девушки приходят в колледж на обучение с осознанным выбором профессии. Первое знакомство с производством дает правильное представление о выбранной профессии и это во многом определяет дальнейший успех в ее овладении. Студенты воочию видят предстоящий труд, знакомятся во время экскурсии с современным оборудованием, материалами, организацией труда в условиях производства, видят конечный результат труда большого коллектива и у них возникает четкое представление о том, чем в будущем им предстоит заниматься при освоении выбранной ими специальности.
Педагог в современном мире - человек ищущий, развивающийся, меняющийся. Информационная среда в сочетании с рыночными отношениями, способствует ускорению этих процессов, вызывает необходимость многое менять в профессии, постоянно повышать свою квалификацию. Поэтому образовательная деятельность становится одним из ключевых компонентов человеческого ресурса.
Традиционная система обучения была ориентирована на получение образования в молодые годы, сейчас же большое внимание придается образованию в течение всей жизни и ориентации на компетенции. Поэтому педагог был и остается центральным звеном этой системы. И в какое бы время мы не жили, педагог всегда должен помнить простую, но великую истину: чтобы быть хорошим педагогом надо, прежде всего, любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь.
В 21-м веке Казахстан, как и все государства мира, ищет новые пути обучения, развития навыков креативного и самостоятельного мышления, гуманизации человеческих отношений. Педагогу очень важно дорожить молодостью учеников, особенно в колледже, так как большая часть контингента обучающихся - подростки из неблагополучных семей и «лица, требующие особого педагогического внимания». Они более тонко чувствуют пульс времени. В подобных ситуациях взгляды на один и тот же предмет часто не совпадают. Наверное, правильнее не столько добиваться точных совпадений во взглядах, сколько по возможности полагаться друг на друга, ведь колледж это часть всего социального организма общества, а наши студенты - это настоящее и будущее этого общества.
Отделочник – создатель красоты, говорят об этой профессии. Я обучаю девчонок и мальчишек профессии отделочников строительных работ. На уроках производственного обучения стараюсь использовать информационные технологии, интерактивные методы, предоставлятьдостоверную, современную, актуальную информацию; обучать тем умениям, которые сегодня востребованы на стройке. Одним из успешных методических приемов развития технологического и критического мышления, часто применяемым мной, решение технологических и творческих задач, проведение конкурсов профессионального мастерства.
Особенноевнимание уделяю воспитательной работе, которая направлена на оказание помощи молодым людям, адаптироваться в современном обществе, успешно взаимодействовать в социуме. Современная жизнь, с одной стороны, представляет нам больше шансов и возможностей выбора, а с другой, – выявляет проблемы, связанные с усилением факторов риска и неопределенности. Так умный, образованный человек - это, безусловно, хорошо, но еще лучше истинный гуманист, который относится к человеку как к высшей ценности на земле. Вот почему педагог современный должен быть воспитателем. Считаю, неверным мнение, имеющее место в нашем обществе, что воспитание только для детей и подростков, а не для сформировавшейся молодежи, обучающейся в колледже.
Также кроме мастерства, я руковожу клубом «Десанты добрых дел» в колледже. Цель нашего клуба - это - организация работ по оказанию посильной помощи пожилым и одиноким людям. Привлечение внимания к развитию волонтерского движения в колледже. Волонтеры клуба занимаются уборкой дворов и жилых помещений, оказание индивидуальной помощи по просьбам пожилых людей. Поздравление с праздниками и памятными датами. Пропаганда волонтерского движения, сформировать потребность в совершении добрых поступков, в сострадании и отзывчивости, добром отношении друг к другу. Главной задачей нашего клуба это сделать выполнение добрых дел доброй привычкой, заразить этой идеей всех, кто нас окружает.
Каждый промах в обучении и воспитании нарушает целостность, из которой складывается уважение к педагогу. Если это случается, то расторгается духовная связь между студентом и педагогом. Этого я стараюсь не допускать. Нет в расписании занятий уроков великодушия, благородства, самоотверженности. Но педагог этому учит ежеминутно, каждой своей мыслью, действием, жестом, манерой говорить, слушать, своим внешним видом.
Минуют года, века, неузнаваемой станет жизнь, исчезнут многие сегодняшние профессии, но пока существует человечество, сохраниться на земле высокое звание – Учитель - Педагог – Мастер производственного обучения - Наставник.
Сулейменова А.К. ,
мастер производственного обучения
Карагандинского горно-индустриального колледжа