Айтмагамбетов А.К., министр образования и науки РК, среди главных задач, которые стоят перед системой дополнительного образования назвал приоритетной «развитие новых направлений» STEM (STEАM) – образование, 3 Д принтинг, робототехника, программирование. В 21 веке востребованы навыки, которые называют 4К: Коммуникация, Кооперация, Критическое мышление, Креативность. Именно поэтому специалистам придется все больше и чаще учиться STEM (STEАM) – дисциплинам.
Сегодня в Казахстане начато активное развитие STEM (STEАM) – образования. Для реализации новой образовательной политики в образовательные программы включаются STEM (STEАM) – элементы, направленные на развитие новых технологии, научных инноваций, математического моделирования.
STEM-обучение - объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационное мышление. Это взаимосвязь и тесное взаимодействие тех областей знаний, которые позволяют учащемуся понять непростой и крайне интересный окружающий мир во всем его многообразии.
Технология всё больше и больше проникает во все аспекты нашей жизни.
Расшифровка аббревиатуры«STEM»:
‒ Science - Наука
‒ Technology - Технология
‒ Engineering - Инженерное дело
‒ Math - Математика
На основе STEM появились новые варианты данного понятия:
‒ STEAM: S – science, T – technology, E – engineering, A – art, M – mathematics, или: естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество, математика;
STEAM основан на идее обучения учащихся с применением междисциплинарного и прикладного подхода. Вместо того, чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения.
Чем отличается от традиционного обучения наукам STEAM-обучение?
Оно подразумевает смешанную среду обучения и показывает, как научный метод может быть применен к повседневной жизни. STEAM – это одно из направлений реализации проектной и учебно-исследовательской деятельности.
Особенности STEM-обучения:
‒ Интегрированное обучение по «темам», а не по предметам.
‒ Применение научно-технических знаний в реальной жизни.
‒ Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.
‒ Повышение уверенности к своим силам.
‒ Активная коммуникация и командная работа.
‒ Развитие интереса к техническим дисциплинам.
‒ Креативные и инновационные подходы к проектам, к урокам , включающий следующие этапы:
‒ вопрос (задача);
‒ обсуждение;
‒ дизайн;
‒ строение;
‒ тестирование;
‒ развитие.
‒ Подготовка учащихся к технологическим инновациям жизни.
‒ STEM как дополнение программе.
Таким образом, STEM - это нечто большее, чем уроки. Благодаря STEM-мероприятиям, учащиеся могут увидеть, как то, чему они сейчас учатся, встраивается в их собственное будущее и будущее всего мира. STEM-обучение направлено на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Таким образом, сформировались основные навыки будущего 4К:
• Коммуникация
• Кооперация
• Критическое мышление
• Креативность
Эти навыки нельзя получить только в лабораториях или из знания определенных математических алгоритмов. Именно поэтому специалистам приходится все больше и чаще учиться STEAM-дисциплинам.
Из опыта слушателя курса повышения квалификации курса «STEAM-проектная деятельность в современной школе через дополнительное образование» организованной РУМЦДО МОН РК.