В Казахстане развитие предпринимательства является одним из приоритетных направлений экономической политики государства, и Правительство стремится к формированию среднего класса и конкурентоспособного динамичного бизнес - сообщества, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью. Малые предприятия отличаются мобильностью и поэтому наиболее уверенно себя чувствуют в производстве товаров и услуг, где спрос и предложение зависят от изменяющегося ассортимента и вкуса потребителей. Малые предприятия и в целом малый бизнес заняли свою нишу в экономической деятельности, которая максимально ориентирована на региональные и местные потребности. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъектуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, осуществление прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействия и на экологическую обстановку.
«Социально-экономическая модернизация-главный вектор развития Казахстана» 27 января 2012 года Первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаева ежегодном послании народу сказал “По моему поручению Правительство утвердило программу обеспечения принципиально нового вовлечения в работу. В нем поставлены три важнейшие задачи. Во-первых, создание эффективной системы содействия обучению и трудоустройству. Во-вторых, содействовать развитию предпринимательства в сельской местности. В-третьих, приоритетное трудоустройство в экономически активных центрах Казахстана по накоплению трудовых ресурсов".[1,c.15] Потому что предпринимательство - это рычаг всего существования. Ни одна страна не может двигаться вперед, не осваивая разные профессии, совершенствуя эти профессии из года в год.
Поскольку предпринимательство-деятельность, осуществляемая с учетом запросов и предложений общества по товарам, промышленной продукции и другим услугам, необходимым для населения, оно не только предпринимателю, но и населению является эффективным.
Регион - элементарная система организации не типа, А как государство, представляет собой сложную социально-экономическую систему. Построение сложных социально-экономических связей и элементов этой системы – определяет понятие ее развития.
Региональное развитие - специально организованноерассматривается как совокупность действий в политической, правовой, финансовой, экономической сферах. То есть они:
- во-первых, неспособность функционировать в порядке саморазвития по целевым причинам необходимо стимулировать развитие регионов;
- во-вторых, активизация и ресурсная поддержка социального положения населения в некоторых регионах;
- в-третьих, создание условий для возникновения и деятельности потенциальных основ развития государственного значения;
- в-четвертых, обеспечение выполнения некоторых регионов общегосударственными услугами. Следовательно, содержание объектов республиканского значения в регионах, финансирование закрытых административных региональных структур;
- в-пятых, специальные политические и геополитические создание и поддержание порядка;
- в-шестых, принятие оперативных мер к аварийным зонам.
Процветание регионов будет зависеть от деятельности малых предприятий. В регионах Казахстана растет активность малого предпринимательства, ответственность, повышается уровень доходов, население обеспечивается дополнительными рабочими местами, соответственно, растет и уровень жизни населения в определенных условиях. Наибольшую долю по выпуску продукции субъектов МП в разрезе регионов занимает город Алматы-26,8%, город Астана –14,3% и Атырау-6,5%. По уровню выпуска продукции в задних рядах: Жамбылская область – 2,3%, Североказахстан – 2,5%, Акмолинская область-3,1%.
Географическое распределение малых предприятий на современном этапе по республике сохраняется. Это связано в первую очередь с тем, что малые предприятия в основном специализировались на обслуживании не населения, а государственных предприятий. Поэтому наибольшее количество частных предприятий приходится на промышленно развитые области. В региональном плане сохраняется концентрация малого бизнеса в наиболее промышленно развитых и густонаселенных районах. В связи с этим, в областях с неразвитой промышленной базой, поддержка предпринимательства имеет особое значение, так как в них имеются хорошие перспективы для создания комплекса широкой сети малого предпринимательства для переработки и сбыта сельхозпродукции в значительных масштабах. В регионах Казахстана малый бизнес более чем на 80% ориентирован на региональные рынки (а в торговле и строительстве более чем на 90% на городские и районные); и даже применительно к промышленности региональная ориентация составляет более 70%.