Человеческий голос – это удивительный и хрупкий музыкальный инструмент. Им наделен каждый из нас с рождения. Высоко, нежно и чисто звучат голоса детей. Кроме того, дети любят петь, выступать на праздниках и внеклассных мероприятиях. Это придаёт им уверенность в себе, развивает эстетический, художественный и музыкальный вкус.
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие детей должны идти взаимосвязано, начиная с самых ранних лет.
Научные исследования в области музыки свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в детском саду и школе. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве, с трудом восполнимо впоследствии. И если ребёнок хочет и любит петь, важно помочь раскрыть перед ним красоту музыки, дать возможность её прочувствовать, развить у него певческие навыки и музыкальные способности.
В ДШИ класс вокала - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Сольное исполнение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения детей.
В обучении пению огромную роль играют навыки воспитания музыки. Поэтому в первую очередь на уроках вокала нужно развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни и у них формируются способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения.
Не секрет, что не все дети, поступающие в ДШИ, имеют музыкальный и ритмический слух. Данная программа предназначена для детей с неразвитым музыкальным слухом, но у которых есть огромное желание и упорство научиться эту прекрасному виду искусства, вокалу.
Уроки вокала в подготовительном классе имеют много общего с музыкальными занятиями в детском саду: они проводятся в виде игр - занятий и постепенно подготавливают переход ребенка из мира игр в мир музыкального искусства. Основной метод обучения в этот период – музыкальные игры, которые строятся с учетом тематического плана и основных задач данной программы.
Основное внимание педагога в данный период обучения должно быть направлено на развитие у ребенка музыкального, звуковысотного слуха и чувства ритма.
В основу обучения положен синтез трех начал:
- игровой метод обучения
- эмоционально- насыщенное общение
- предметно-творческая деятельность.
Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизации личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.