Основными тесно взаимосвязанными сторонами пианистической моторики являются: пространственная, силовая, временная точность и правильная внутренняя координированность.
Пространственная точность, не сводится лишь к попаданию на нужные клавиши без задевания соседних. Прежде всего, совершенно не безразлично, на каком расстоянии от переднего края клавиши происходит удар: по мере удаления от переднего края сопротивление клавиши возрастает, а с другой стороны ,- удобство игры требует использования для удара самых различных точек клавиши. (Известно, что начинающие ученики, стремятся нажимать клавишу в точке наименьшего сопротивления, все время “сползают” на край клавиатуры и этим сильно затрудняют себе игру). Далее совершенно не безразлична точка удара по ширине клавиши: максимум уверенности достигается лишь при попадании в самую середину. Оставляя в стороне довольно сложный вопрос о “вертикальности” удара, заметим вообще, что кажущаяся пространственная “простота” фортепианной техники- по сравнению, например, с технической игры на струнно-смычковых инструментах- является одной из причин недооценки работы над пространственной точностью. В области силовой точности требования, предъявляемые к фортепианной технике, исключительно высоки: от тончайшего распределения динамики ударов зависит текучесть мелодической линии, и гармоничность звучания аккорда, и ясность голосоведения. Недооценка развития этой стороны техники выражается не только в недостаточной, иной раз, работе над устранением “выкриков” и “провалов” в мелодической линии, над правильным распределением силы между звуковыми “слоями”, но и в неправильном подходе к этой работе. Возьмем простейший пример: заметив в игре ученика динамическую неточность, малоопытный педагог начинает упрекать его в неправильном понимании задачи (“Разве ты не понимаешь, что этот звук должен быть громче, а тот слабее?”) или начинает повторять давно знакомые ученику азбучные истины- вроде: ”Здесь основная мелодия, а тут сопровождение, сколько раз я тебе объяснял!” Правильный путь должен быть, конечно иным.
О некоторых особенностях пианистической моторики
Полная версия материала