Значительное место в традиционной музыке казахского народа занимали домбровые кюи. Расцвет этого жанра связан с именами выдающихся композиторов и исполнителей XIX века – Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Таттимбет и т.д. Особое место в этом ряду занимает Курмангазы Сагырбайулы. «Курмангазы в народе называют «отцом кюев» (кюй атасы), этим подчёркивается исключительно важная роль его творчества в истории национальной музыкальной культуры» [1, С. 4]. Он обогатил домбровое искусство новаторскими кюями, для которых характерны богатая образная сфера, новые композиционные и выразительные средства, требующие высокого исполнительского мастерства. Все это, в целом, сказалось, на развитии казахской инструментальной музыки.
Курмангазы (1818-1889) выходец из Букеевской орды (ныне Западно-Казахстанская область). С детства проявился яркий талант кюйши. Он любил слушать песни и кюи, сам подбирал их на маленькой домбре. Выступление заезжего кюйши Узака оставило неизгладимый след в душе Курмангазы. Так, Узак стал его первым учителем и ему он посвятил кюй «Узак Акжелен». В 18 лет молодой юноша покидает родные места, чтобы совершенствовать свое исполнительское мастерство. Начинается этап самостоятельной профессиональной деятельности – народного музыканта-композитора. Постепенно оттачивается его исполнительское мастерство: он становится известным по всей степи. Свободолюбивый характер Курмангазы вызывал негодование властей. Чтобы сослать его подальше в Сибирь, правители обвинили его в конокрадстве и посадили за этов тюрьме. Однако Курмангазы удается бежать. Его снова арестовывают, в этот раз его освобождает генерал-губернатор Перовский, которому очень понравилась игра на домбыре великого кюйши. Курмангазы окружают друзья, ученики, знаменитые музыканты. Известны тартыс с кюйши Даулеткерем, встреча с русским этнографом Н. Савичевым. Умер Курмангазы на родине, оставив после себя обширное наследие. Кюи Курмангазы связаны с различными обстоятельствами его жизни. Так, с обстоятельствами тюремного заключения, связаны кюи «Ертен кетем», «Ксен ашкан», «Турмеден кашкан», «Арба соккан», «Не кричи, не шуми», «Лаушкен», «Перовский марш», «Машина». Своей матери он посвятил кюи «Кайран шешем», «Аман бол, шешем, аман бол». Во время встречи Курмангазы с Даулеткереем родились кюи «Булбул» и «Жигер». Вершиной зрелости таланта стал кюй «Сары Арка», передающий образ бескрайней казахской степи.