Представление
передового педагогического опыта по теме:
«Роль психолога в организации процесса профессионального самоопределения учащихся старших классов»
Психолог МУПК г. Степногорска, Е. Канаева.
Опыт работы в качестве психолога: 15 лет.
Представляю опыт работы по теме: «Роль психолога в организации процесса профессионального самоопределения учащихся старших классов» (за период ноябрь – 2019 – по июнь 2021 года)
Длительность работы над опытом обусловлена тремя стандартными этапами с заявленными временными рамками:
1 ЭТАП Поисково-исследовательский – 2019г.
Направлен наизучение профориентационной и психологической литературы по теме исследования, постановки цели, задач исследования, составления плана экспериментальной работы, апробации эффективных форм и методов профориентационной работы.
2 ЭТАП Экспериментально-аналитический – 2020г.
Направлен н осуществление экспериментальных работ, в сочетании с анализом научной литературы, осмыслением опыта, апробацией и внедрением в практику, корректировку методов, приемов, подходов, с целью модернизации и повышение эффективности процесса профессионального самоопределения в целом.
3 ЭТАП Обобщающий – 2021г.
Нацелен на анализ и обобщение результатов исследования, интерпретацию и стратегическую обработку полученных результатов, формулировку выводов, выработку практических рекомендаций.
МУПК г. Степногорска объект реализации профессиональной деятельности - комплекс взаимодействия школ города и поселков по формированию личностной готовности подрастающего поколения к осознанному профессиональному выбору на основе индивидуальных склонностей, способностей, интересов, социального запроса, реализуемый не только по средствам профильного обучения, приоритет в котором отдан практике, но и благодаря широкому спектру проводимых профориентационных мероприятий для учащихся различных возрастных категорий, способствующих: ранней профориентации, широкому профориентационному охвату, высокой проф.информированности в среде учащихся. В рамках комплексного подхода осуществляет свою работу курс профессионального самоопределения для учащихся 10-11 классов, осуществляемый в рамках авторской программы.
Цель:
Организация и обеспечение эффективной среды,способствующей осуществлению качественного процесса профессионального самоопределения учащихся 10, 11 классов среднеобразовательных школ.
Задачи:
Содействие: повышению уровня информированности учащихся о мире профессий, их содержании, с учетом современных тенденций рынка труда;
формированию осознанных профессиональных намерений учащихся, личностной готовности к их реализации, в соответствии со способностями, склонностями, личностно-психологическими особенностями, социально-экономической потребностью; воспитанию сознательной, конкурентоспособной, социально-профессионально адаптированной личности.
Ориентир на достижение следующих результатов:
сформированность знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его тенденциях; объективныепредставления учащегося о себе самом и своём профессиональном соответствии; личностная и психологическая готовность к социально-профессиональной интеграции; принятие осознанного решения о профессиональном выборе и пути получения проф.образования.
Условия успешной реализации курса: личностно-ориентированный подход, принцип объективной самооценки.
Основные принципы работы с учащимися: осознанность, обоснованность, целесообразность, рационализм, ответственность, самообразование.
Материал курса определен временными рамками, с учетом возрастных особенностей контингента, а также информационногообъема, для качественного изучения и достижения эффективности результата.
Занятия курса стандартно представлены теоретической и практической частью, временной приоритет в которых отдан практике.
Теория предполагает изучение вопросов личности, мира труда, профессий, представлена интерактивными формами, методами работы (беседы, дискуссии, практикумы, ПРОФинформирование, ПРОФконсультирование, в т.ч. через самообразование, посредствам активно действующих инфо-ресурсов online-prof поддержки:
«PROF-МИР»
Цель: инфо-обзор на профессии.
INFOPROFBLOCК «КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ»
Цель: обзорная информация о ВУЗах Казахстана, поддержа отечественного образования, действующий по принципу активных ссылок на официальные сайты ВУЗов. Оба инфо-ресурса осуществляют работу по средствам WhatsAp, Faceboock на регулярной основе, с периодичностью 1 раз в неделю, что несомненно повышает эффективность, уровень, качество информированности учащихся и родителей в вопросах профессионального самоопределения.
Практическая часть курса представлена:
- диагностическими исследования с использованием валидных, высоко информативных методик, зарекомендовавших себя в практике, способствующих формированию и развитию навыков самоанализа, объективной оценки, качественной рефлексии.
- практическими заданиями, представляющими собой проблемно-поисковые задачи, активизирующиеработу аналитической деятельности.
Каждое задание имеет: определенную долю авторской ценности, модифицировано, оснащено авторским названием, целью, определено возрастными рамками рабочего контингента, оснащено авторскими вопросами с ориентацией на самоанализ и саморефлексию.
Банком практических заданий, банком диагностических методик, банком видео-ресурсов с качественным содержанием которых, можно ознакомиться в публикациях на Интернет источниках. Необходимо отметить, что их содержание носит динамичный характер, а значит постоянно обновляется, дополняется, совершенствуется, что в свою очередь, повышает эффективность и модернизирует процесс профессионального самоопределения в целом. Одной из форм повышающих эффективность работы курса является включение профориентационного кейса «МОЙ ВЫБОР» представленного комплексом профориентационных тестов по средствам активной ссылки, в частности от «ПРОФГИД» в качестве дополнительного диагностического ресурса, с оптимально ориентированными условиями,способствующими повышению эффективности популярных, на сегодняшний день среди учащихся ONLINE-тестирований, а именно: наличие спокойной обстановки, отсутствие внешних впечатлений (на фоне предшествующих профориентационных экскурсий/встреч с представителями профессий), просмотра тематических роликов (способных повысить риск получения псевдоэмоций и подтолкнуть к неосознанному выбору, без полного и объективного представления о профессии, ее специфике и сферы деятельности).
ЛЕТНЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА
В рамках комплексного профориентационного подхода на базе МУПК осуществляет свою работу летняя площадка, охватывающая собой контингент мл. средн. старш. звена, в ходе которой учащиеся школ, знакомятся не толькос различного рода профессиями,но и приобретают алиментарные практические навыки, в режиме мини-МК организованных педагогами профильного обучения. С большим интересом ребята участвуют в психологической викторине «Удивительный мир профессий», дискутируют на темы: «Профессии моих родителей» «Профессия по душе», «Профессия и образ жизни», «Профессия и здоровье», «МУЖСКИЕ» или «ЖЕНСКИЕ» профессии, разбирают ошибки выбора профессии, составляют формулу успешного профессионального выбора.
РАБОТА КОНСУЛЬТАТИВНОГО ПУНКТА
В рамкахработы данной площадки, предусмотрена работа консультативного пункта, осуществляемого с учетом личной потребности контингента учащихся, в большинстве своем старшей возрастной категории, предполагающего собой цикл качественных консультаций по вопросу профессионального самоопределения.
Преимущества интерактивных форм профориентационной деятельности используемых в рамках программы курса:
носят интерактивный характер; имеют масштабный количественный охват разных возрастных категорий; проходят, в позитивном, плодотворном ключе; вносят эффективный вклад в активизацию процесса профессионального самоопределения учащихся нашего города, формируя мотивационный посыл к осознанному профессиональному выбору.
Таким образом, по средствам выше заявленных интерактивных методов, подходов, форм работы реализуемых программой курса, выстроена эффективная среда, способствующая осуществлению качественного процесса профессионального самоопределения, согласно цели и задач.
Показатели эффективности данного опыта:
создание качественной информативной среды в вопросах профессионального самоопределения;повышение уровня самосознания учащихся, связанного с наличием: уверенности в обоснованном выборе профессии; понимания социальной значимости определенного вида труда, как жизненной ценности; умения соотносить требования профессии с личностными ресурсами, непосредственно влияющими на успех в проф.деятельности; потребности в получении практических профессиональных навыков на основе проф.соответствия; наличия у воспитанника проф.плана.
По предварительным итогам анализарезультативности данного опыта можно констатировать тот факт, что основной процент учащихся все же выбирает и реализует объективно-обоснованный проф.сценарий, связанный с получением проф.образования в учреждениях высшего и среднего проф.уровня.
Результативность данного ППО, подтверждена следующими видамипедагогической активности: курсы повышения квалификации (основные/дополнительные); участие и призовые места в конкурсах Областного, Республиканского, международного уровня; достижения учащихся в Республиканской олимпиаде и конкурсе с международным участием; публикации на информационных порталах/Интернет-ресурсах, с целью распространения ППО, повышения уровня проф.информированности контингента учащихся/родителей.
Данный опыт может быть полезен в профессиональной деятельности психологов образования в организации процесса профессионального самоопределения учащихся старших классов.