Критериальное оценивание- это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования.
Основные принципы критериального оценивания:
Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами. Следовательно, поиск ответов на вопросы чему и как обучать, каковы потребности учеников и как помочь им в достижении результатов обучения необходимо осуществлять в практике оценивания.
Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.
Объективность, достоверность и валидность определяют качество оценивания. Наиболее содержательную характеристику представляет валидность оценивания, указывает, что именно мы измеряем и насколько верно мы проводим оценивание. Реализация данного принципа предполагает:
- четкое понимание и определение того, что предполагается оценить;
- составление и обоснование критериев оценивания;
- разработку заданий и планирование процедур.