Специальная школа-интернат №3.Город Караганда, Республика Казахстан
Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного, однако несмотря на отсутствие достоверных исторических данных о попытках обучения глухих в Древней Греции и Древнем Риме, известны высказывания некоторых философов и мыслителей, которые отражают их взгляды на природу глухоты, интеллектуальные возможности неслышащих людей. Так, например, Аристотель считал, что нарушение одного из органов чувств человека отрицательно отражается на целостности деятельности всех органов чувств и приводит к невозможности его полноценного развития. Орган слуха Аристотель считал важнейшим органом познания, а звук – проводником мысли. Он отмечал, что через слуховое восприятие человек может слышать речь других людей и формировать свою, и считал, что без овладения языком умственное развитие глухого невозможно. В истории становления воспитательных систем и общей педагогики Древней Греции и Древнего Рима не отражены даже элементарные попытки обучения глухих детей. Государство ограничивало их гражданские права. Исходя из этого, важным в обучении детей с нарушениями слуха становилось семейное воспитание.
Наиболее широкое распространение практика домашнего обучения детей с нарушениями слуха получила в средние века. Стремление родителей обучать и воспитывать глухих детей было мотивированно необходимостью приобщения ко всем социальным благам общества. Понимая, что основные наиболее важные сенситивные навыки, характер и мировоззрение формируются в дошкольном и раннем школьном возрасте, семейные институты старались не упускать данной возможности и основной образовательный фундамент закладывался именно в эти годы. Первые задокументированные факты, свидетельствующие о важности семейного обучения глухих детей получены в 18-19 веках. Так, например, известный в Российской Империи педагог В. И. Флери в его труде «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» (1835). Описал важность семейного воспитания посредством заботы, любви к ребёнку, чуткого и внимательного отношения со стороны близкого окружения, педагог был убежден, что успех качественной воспитательной работы напрямую зависим от эмоциональной составляющей процесса. Так же отдельно подчеркивал важность первых лет жизни для обучения речи, первым словам, которые ребенок может усвоить на основе зрения по подражанию. «Чем моложе глухонемой, тем более способен он в том успевать». В настоящее время, выделяя культуру родителей как важный компонент воспитательного потенциала семьи, большинство авторов обращаются к понятию культуры родителей как к «педагогической», но представляют её по-разному. Во второй половине XX века большой вклад в разработку содержания педагогической культуры родителей и путей её развития внесли исследования Е.В. Бондаревской, И.В. Гребенникова, Т.А. Куликовой, Е.И. Наседкиной, В.Я. Титаренко и другие - всё это легло в фундамент современных педагогических технологий в воспитании детей с нарушением слуха. В трудах многих авторов отмечается, что поступлением ребенка в школу повышается роль семьи, просвещения родителей и педагогов в вопросах помощи детям с особыми образовательными потребностями к нормальной социализации и возможности комфортного пребывания в обществе. Большое значение для развития детей с нарушением слуха имеет социализация, в процессе которой они должны овладеть умением взаимодействовать с окружающими детьми и взрослыми, необходимыми элементарными бытовыми и социальными навыками. Кроме того у детей с данными нарушениями важно формировать эмоциональную отзывчивость на происходящее. Одной из необходимых задач при реализации образовательно-воспитательных программ является вовлечение родителей в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении и в семье. Поэтому такое большое значение приобретает просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями. Полноценное воспитание и развитие глухого и слабослышащего ребенка требуют от родителей знаний особенностей его развития ребенка, влияния первичного дефекта на формирование психических функций, двигательных, социальных, учебных и других умений, умения общаться и контактировать со сверстниками и взрослыми. Родители ребенка с нарушенным слухом должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: сурдопедагога, психолога и др. При этом важно создавать условия, соответствующие возможностям ребёнка с особыми образовательными потребностями. Из современные исследователи-педагоги активно вовлечены в работу по описанию теоретических аспектов семейного воспитания детей с нарушением слуха, так, например О.О. Копнина предлагает следующую шкалу оценки, описывающую основные факторы, оказывающие влияние на формирование поведенческих стратегий родителей детей с ограничениями слуха:
- Тип родительского отношения к ребенку с нарушением слуха:
А Полное принятие;
В Сверхопека;
С Нереалистическое отношение;
D Безразличие.
- Ориентация на биолого-медицинскую или социально-культурную концепции глухоты:
А Биолого-медицинская концепция;
В Социально-культурная концепция.
- Уровень владения невербальными средствами общения (дактиль, жестовый язык – далее ЖЯ)):
А Родители не знают ЖЯ, могут знать дактиль;
В Знание жестов и дактиля на среднем уровне;
С Высокий уровень владения ЖЯ.
- Пребывание ребенка в учреждении интернатского типа:
А Ребенок живет в интернате;
В Ребенок живет дома.
Вышеуказанные факторы будут являться предопределяющими в воспитательной стратегии родителей. в работах Н. A. Pay (1947), Е. Ф. Pay (1950); Б. Д. Корсунской (1970), Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991); Н. Д. Шматко и Т. В. Пелымской (1995) описаны методики воспитания в семье глухого ребёнка раннего дошкольного возраста. В соответствии с результатами исследований можно выделить следующие тезисы:
-необходимость контроля за слухом ребёнка со стороны родителей
-значимость раннего начала коррекционной работы.
-организация специальной помощи с момента установления врачами снижения слуха у ребенка.
-необходимость постоянного речевого общения с ребенком в семье.
Развитие слухового восприятия имеет большое значение для познавательного развития ребенка, формирования механизмов восприятия речи и произношения. Раннее начало работы по развитию остаточного слуха имеет особенно важное значение, потому что развитие слуховой функции в первые годы жизни протекает в наиболее сензитивный период, когда происходит физиологическое созревание слухового анализатора, что обеспечивает значительно больший эффект педагогической работы. Физическое воспитание в семье рассматривается как одно из важнейших направлений развития ребенка. Обучение основным движениям, выполнение общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, развитие пространственной ориентировки и координации движений, формирование правильной осанки — таково содержание работы по физическому воспитанию в семье. Родители могут успешно вести эту работу, сочетая упражнения с разнообразными играми детей на прогулках, занятиях в спортивном уголке.
В семье должно проводиться и трудовое воспитание. На различных этапах дошкольного периода она включает в себя воспитание гигиенических навыков и поведения в быту; хозяйственно-бытовой труд, направленный на выполнение некоторых обязанностей в семье; расширение представлений о труде взрослых; труд в природе, предполагающий участие ребенка в работе на участке, уходе за комнатными растениями; ручной труд, в процессе которого дети учатся изготовлять поделки из бумаги, картона, природного материала.
Ознакомление с окружающим миром позволяет сформировать представления об окружающих ребенка предметах, их свойствах и назначении; явлениях живой природы (растениях, животных), временные представления. Важнейшее значение следует придавать наблюдениям за деятельностью людей, условиями их жизни, занятиям; обучению ориентированию в окружающей обстановке; знанию различных бытовых учреждений; усвоению норм поведения, активизации их в собственном опыте ребенка при общении с людьми.
В заключении, можно отметить, что несмотря на все рекомендации со стороны сурдопедагогов, важным аспектом является тип отношения к ребенку в семье, это есть ни что иное, как выражение мотивационно-ценностного компонента педагогической культуры. Так, мы можем утверждать, что воспитательная стратегия есть действенное выражение уровня педагогической культуры, определив воспитательную стратегию родителей, мы сможем сделать вывод об уровне педагогической культуры семьи. Условиями эффективности воспитания и обучения ребенка с нарушенным слухом в семье является постоянная помощь и контроль, за развитием ребенка со стороны сурдопедагогов сурдокабинетов, групп кратковременного пребывания, центров реабилитации слуха и речи, где консультируют родителей по вопросам воспитания детей в семье.
Список литературы:
1. Давыдов В. В., Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Петровский А. В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2009
2. Обучение, воспитание и развитие детей с нарушениями слуха. Часть 1. Основы сурдопедагогики: Учебное пособие / Сост. Е.Н. Горина, О.В. Соловьева, О.И. Суслова – Саратов: ИЦ «Наука», 2019
3. Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2008