Публикации

RCDO.KZ » Публикации » Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме

Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме

ya_socials
Опубликовано:
Автор: Ирина Березовикова02 838

План урока

Раздел долгосрочного планирования:             Школа:  КГУ «Меновновская средняя школа» 

                                                                                                   акимата г. Усть-Каменогорска                   Раздел 4 А                                              

Расцвет Римской империи                                       ФИО учителя: Березовикова И.Д.

Дата:   Участвовали:  17       Не участвовали: 0       

Класс: 5 «А»

Тема урока

Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме

Цель (и) обучения, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план)

5.1.2.2 – определять особенности рабства в Древнем мире; 

5.3.2.3 – описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины.

Цели урока 

узнают о положении рабов, о причинах и  итогах восстания Спартака в Древнем Риме;

опишут ход восстания;

поработают с картой.

Критерии оценивания

обосновывают влияние рабства на хозяйственную структуру общества;

определяют  причины  восстания  рабов  под 

предводительством Спартака;

отмечают на контурной карте  ход восстания.

Языковые цели

учащиеся используют глоссарий по теме: рабство, восстание,  гладиатор, консул, денарии.

Речь, используемая для диалога/письма на уроке: 

«Раб – не человек, а вещь», «Гладиатор – римский раб - воин», «Самое важное для человека - свобода»

Чтение - работа с текстовым материалом.

Письмо – выполнение письменных заданий, направленных на развитие мыслительных и речевых навыков

Воспитание ценностей 

Ценностей, основанных на национальной идее «Мәңгіліқ Ел» - единство истории,  культуры и языка»: свободы личности, жизни и здоровья человека и неприятия насилия над ним

Межпредметная связь

История Казахстана, естествознание

Предыдущие знания

Знают о Риме как  могущественной  империи древности, социальных группах и их положении в древнеримском обществе 

Ход урока

Запланированные этапы

Виды упражнений, запланированных на урок 

Ресурсы

Начало урока

    8 мин 

Организационный момент

Психологический настрой 

«Градусник». Каждый учащийся оценивает свое эмоциональное состояние, отмечая точкой и литерой имени на шкале (1 мин)

-Надеюсь, к концу урока у вас сохраниться хорошее настроение и вы это также укажите. 

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите улыбку и мне!

          Проверка присутствующих на уроке (1 мин)

Создание коллаборотивной среды.

Деление учащихся на группы методом «Собери пазлы»

Актуализация знаний (проверка предыдущего обучения)

- Как вы думаете, как эти артефакты  (шлем, щит, меч гладиатора) помогут нам в изучении новой темы? 

Учащиеся дают краткий ответ.

- Вам в помощь  предлагаю  легенду:

«На берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинную иллюстрацию. Она была залита кровью, пожелтела от времени, и в руках ученых распались на 4 части». Нам с вами нужно помочь ученым собрать иллюстрацию.

Учащиеся «складывают»,  рассматривают иллюстрацию и методом «Вопрос – ответ: Кто? Что? Где? Почему? Когда? Как?» формулируют тему и цели урока (3 мин)

Разъясняется алгоритм  работы в паре.

Повторяются правила работы в группе.

Разъясняется работа с карточкой оценивания. (2 мин) 

Задание № 1 Работа в парах.  Продолжи мысль «Рабы в древнеримском обществе…». Учащиеся записывают на стикерах свои мыли (3-5 слов), обмениваются записями, комментируют друг друга и заполняют «Корзину идей».

(2 мин)

- Как вы оцениваете свои знания о рабстве?

-Сегодня на уроке мы узнаем о положении рабов в Древнем Риме, о Спартаке и самом важном в жизни человека – его свободе.

Рисунок «градусник» помещен на доску (верхнее значение  «+5» и  «нижнее» «-5»).

Три иллюстрации (шлем, щит, меч) разрезаны на 5 частей. Учащиеся складывают детали в целое и, т.о., формируются группы по 5 человек 

     

Рисунок «Гладиатор» на столе каждой группы

Метод «Вопрос-ответ»

Стикеры. Прием «Корзина идей»

Середина урока

   24 мин

Изучение новой темы:

Задание № 2 Групповая работа 

I группа «Историки» (6 мин)

Напишите  мини – эссе на тему «Герой нашего времени: Спартак или Крикс» 

Цель:

1. Прочитать текст

2. Ответить на вопрос: На чьей стороне вы бы хотели быть?

3. Объяснить,  почему вы выбрали данную позицию.

3. Представить два аргумента.

4. Обратиться к будущему поколению со словами.

Дескрипторы:  

  1. Читают текст.
  2. Отвечают на поставленный вопрос.
  3. Приводят два аргумента.

Задание № 2 Групповая работа II группа «Знатоки» (6 мин)

Составить рассказ из 5 предложений об  источниках рабства в Древнем Риме.

Цель:

1.Рассмотреть схему «Источники рабства в Древнем Риме»

2.Рассмотреть рисунок «Рабство в римском обществе» (с. 94)

3. Описать труд и положение рабов, используя выражение «раб – не человек,  а вещь». 

4. Привести пример.

5. Рассказ начать так «Однажды мы приехали в Рим и оказались…»

Дескрипторы: 

1.Рассматривают схему, рисунок.

2. Описывают событие. 

3. Приводят пример.

4. Делают вывод. 

                    

Задание № 2 Групповая работа III группа «Исследователи» 

Заполнить таблицу «Причины восстания  Спартака» (6 мин)

Цель:

1. Прочитать текст.

2. Подчеркнуть  4 причины  восстания.

3. Записать 4 причины восстания Спартака  в  Древнем  Риме.

Дескрипторы:  

1.Читают текст.

2.Подчеркивают причины. 

3. Выписывают. 

Эксперты (три наиболее сильных учащихся) оценивают работу каждой группы. Прием «Большой палец» (2 мин на группу- 6 мин)

Физминутка «Қара жорға» (2 мин)

Задание № 3  «Разговорим карту» Групповая работа (5 мин)

Каждой группе дается контурная карта, на которой учащиеся, обсуждая, помечают место начала восстания, походы восставших и 

поражение Спартака.

Группы меняются картосхемами, проверяют работы по интерактивной доске (размещен правильный вариант) и оценщик оценивает работу группы.

Дескрипторы:

1. Рассматривают картосхему 

2. Наносят место начала и поражения восстания, его ход.

3. Обмениваются картосхемами.

4.Подводят итоги.

ФО «Три хлопка» 

Задание № 4  Игра «Да-нет-ка» о причинах поражения восстания Спартака (5мин)

1. Верите ли Вы, что рабы по всей Италии бежали к Спартаку?

2. Верите ли Вы, что против Спартака была направлена армия консула  Помпея?– не верно (двух консулов Помпея и Красса).

3. Верите ли Вы, что восставшие гладиаторы оказались в ловушке?

4. Верите ли Вы, что сподвижник Спартака – Крикс?

5. Верите ли Вы, что свобода не самое важное для человека (не верно)?

Дескрипторы:

1. Читают текст.

2. Обсуждают в группе.

3. Перечисляют причины поражения восстания.

Текст учебника.

Раздаточный материал.

Источники рабства в Древнем Риме (схема)

рынок

плен

Имение рим

ского землевладельца

каменоломни

Дом богатых и знатных римлян

Колизей

(гладиаторы)

 

 
 

Исторический документ. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.  

«Причины восстания Спартака»

Причины

1

2

3

4

Прием «Большой палец»

Контурная карта, простой карандаш, цветные карандаши.

Интерактивная доска «Восстание Спартака» (картосхема)

74-71гг до н.э.

  

Форма оценивания картосхемы:

          - правильный ответ

         - есть недочеты

     

          - есть над чем поработать

Лист взаимоконтроля игры «Да-нет-ки» 

Вопрос

«Да»

«Нет»

1

Верите

+

2

Верите

-

3

Верите

+

4

Верите

+

5

Верите

+

-

Конец урока

8 мин

Возвращаемся к целям урока и заполняем таблицу «Отметьте «+» или «-» 

Отметьте «+» или «-»

  1. Знаю положении рабов в Древнем Риме

  1. Знаю причин восстания Спартака в Древнем Риме

  1. Знаю итоги восстания

  1. Могу на картосхеме показать ход восстанию

Заслушиваются два – три ученика по желанию с комментариями поитогам заполнения таблицы.

Рефлексия

На стикерах – «ладонях» записывают свое мнение по поводу урока. Заполняют оценочный лист друг друга (оценивание согруппником), суммируя количество баллов. Подводят итог работы друг друга.

М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?(на «градуснике» в начале урока и в конце урока)

У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья?

Учитель анализирует, как изменилось настроение обучающихся.

Трудности, возникшие при работе.

Раздаточный материал

Взаимооценка «Ладони»

Дифференциация – как вы планируете оказывать поддержку? Какие условия Вы создаете для наиболее способных учащихся? 

Оценивание – как вы планируете оценивать обучение учащихся? 

Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности


Карточка оценки по четким критериям

Формативное оценивание «Три хлопка»

Отработка заданий группы по карточкам

Работа с картой

Заполнение таблицы

Оценивание индивидуальной, парной и групповой работы 

Оценивание проводится на каждом этапе работы. 

Взаимооценивание «Большой палец», «Ладони»

Оценивание активных методов обучения

Самоценивание «Градусник»

Использование здоровье сберегающих технологий Физминутка  

Правила работы в группах, парах 

                                                                                                    

                                        

   Приложение 1

Задание №1 для I группы «Историки» 

Напишите  мине - эссе:«Как  изменилось  быхозяйство  в  ДревнемРиме  в  случае победы восстания Спартака?» 

«Теперь  ябуду  говорить,  какимиорудиями  труда  обрабатываются  поля.Эти орудия бывают трех видов: говорящие - рабы,  мычащие - быки, немые - повозки,  лопаты,плуги».  Марк Теренций Варрон 

«Одни орудия являются одушевлёнными, другие– неодушевлёнными. Раб есть одушевлённаясобственность  и  наиболеесовершенное  из  всехорудий».  Аристотель  

   Приложение 2

Задание №1  III группе «Исследователи»

Прочитайте документ «Плутарх. Марк Красе» подчеркните и выпишите не менее четырех причин восстания.  

Исторический документ. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.  

«...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами. 

Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были  родомгаллы  и  фракийцы,попавшие  в  школуне  за  какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об  этом,все  же  успелиубежать,  запасшись  захваченнымигде-то  кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой  городгладиаторское  снаряжение,  расхитилигруз  и  вооружились.Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из  них  былСпартак,  по  своемупроисхождению  из  кочевыхплемен  Фракии. Человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее  эллином,чем  человеком  своегоплемени.  Рассказывают,  чтооднажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего  Спартака  обвиласьзмея.  Жена  Спартака,его  единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак  предуготовленной  емувеликой  и  грознойвласти,  которая  приведетего  к злополучному  концу.Она  и  теперьбыла  с  ним,сопровождая  его  вбегстве...» Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.  

Наши олимпиады

Русский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Казахский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ИнформатикаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ФизикаДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Математика (алгебра)Для 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ХимияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
БиологияДля 7-11 классов, 1-2 курсов Открыть
ГеографияДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Английский языкДля 1-11 классов, 1-2 курсов Открыть
История КазахстанаДля 5-11 классов, 1-2 курсов Открыть
Для дошкольниковДля дошкольников от 4 до 6 лет Открыть

Оставить комментарий

Заполните заявку на участие
Язык участия
Обязательное поле (на номере должен быть WhatsApp)
Введен неправильный код
Поле обязательно для заполнения
Добавить еще ученика?
Вы можете внести от 1 до 5 учеников
Поле обязательно для заполнения
Класс / курс *
Поле обязательно для заполнения
Учащиеся дошкольных учреждений
0 класс
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 курс
2 курс
Предмет1 *
Поле обязательно для заполнения
Будем с буквами дружить (5-6 лет)
600 тенге
Логика для детей 4 лет
600 тенге
Логика для детей 5 лет
600 тенге
Занимательная математика (5 лет)
600 тенге
I love English (5 лет)
600 тенге
Загадки для детей (4-6 лет)
600 тенге
Загадки для детей (7-8 лет)
600 тенге
Тест на развитие речи (5-6 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (4-5 лет)
600 тенге
Тесты на внимание (6-7 лет)
600 тенге
Время и возраст (5-6 лет)
600 тенге
Математика для дошкольников (5 лет)
600 тенге
Правила дорожного движения (5-6 лет)
600 тенге
Окружающий мир (4-5 лет)
600 тенге
Веселые цифры (для 4-5 лет)
600 тенге
Братья наши меньшие (для 4-5 лет)
600 тенге
Ищем буквы (для 5 лет)
600 тенге
Веселые загадки (для 4-5 лет)
600 тенге
Логические задачки для первоклассников
600 тенге
Логические задачки для второклассников
600 тенге
Логические задачки для третьеклассников
600 тенге
Логические задачки для четвероклассников
600 тенге
Казахский язык
600 тенге
Русский язык
600 тенге
Английский язык
600 тенге
Математика (алгебра)
600 тенге
Физика
600 тенге
Химия
600 тенге
Биология
600 тенге
Информатика
600 тенге
Познание мира
600 тенге
Добавить еще предмет?
Вы можете выбрать от 1 до 5 предметов
К оплате:
0 тенге.
Внимание! Эти данные будут написаны в грамоте!
Проверьте, верно ли вы написали ФИО участников, название учебного заведения и остальные данные. Данные после участия не меняются
Заявка на участие создана. Сейчас откроется страница оплаты