План урока
Раздел долгосрочного планирования: Школа: КГУ «Меновновская средняя школа» акимата г. Усть-Каменогорска Раздел 4 А Расцвет Римской империи ФИО учителя: Березовикова И.Д. Дата: Участвовали: 17 Не участвовали: 0 Класс: 5 «А» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока |
Как восстание Спартака характеризует рабство в Древнем Риме |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель (и) обучения, достигаемые на этом уроке (ссылка на учебный план) |
5.1.2.2 – определять особенности рабства в Древнем мире; 5.3.2.3 – описывать восстание Спартака в Древнем Риме, выявляя его причины. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цели урока |
узнают о положении рабов, о причинах и итогах восстания Спартака в Древнем Риме; опишут ход восстания; поработают с картой. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Критерии оценивания |
обосновывают влияние рабства на хозяйственную структуру общества; определяют причины восстания рабов под предводительством Спартака; отмечают на контурной карте ход восстания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Языковые цели |
учащиеся используют глоссарий по теме: рабство, восстание, гладиатор, консул, денарии. Речь, используемая для диалога/письма на уроке: «Раб – не человек, а вещь», «Гладиатор – римский раб - воин», «Самое важное для человека - свобода» Чтение - работа с текстовым материалом. Письмо – выполнение письменных заданий, направленных на развитие мыслительных и речевых навыков |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Воспитание ценностей |
Ценностей, основанных на национальной идее «Мәңгіліқ Ел» - единство истории, культуры и языка»: свободы личности, жизни и здоровья человека и неприятия насилия над ним |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметная связь |
История Казахстана, естествознание |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предыдущие знания |
Знают о Риме как могущественной империи древности, социальных группах и их положении в древнеримском обществе |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Запланированные этапы |
Виды упражнений, запланированных на урок |
Ресурсы |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Начало урока 8 мин |
Организационный момент Психологический настрой «Градусник». Каждый учащийся оценивает свое эмоциональное состояние, отмечая точкой и литерой имени на шкале (1 мин) -Надеюсь, к концу урока у вас сохраниться хорошее настроение и вы это также укажите. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите улыбку и мне! Проверка присутствующих на уроке (1 мин) Создание коллаборотивной среды. Деление учащихся на группы методом «Собери пазлы» Актуализация знаний (проверка предыдущего обучения) - Как вы думаете, как эти артефакты (шлем, щит, меч гладиатора) помогут нам в изучении новой темы? Учащиеся дают краткий ответ. - Вам в помощь предлагаю легенду: «На берегу реки Тибр, недалеко от Рима ученые археологи при раскопках нашли старинную иллюстрацию. Она была залита кровью, пожелтела от времени, и в руках ученых распались на 4 части». Нам с вами нужно помочь ученым собрать иллюстрацию. Учащиеся «складывают», рассматривают иллюстрацию и методом «Вопрос – ответ: Кто? Что? Где? Почему? Когда? Как?» формулируют тему и цели урока (3 мин) Разъясняется алгоритм работы в паре. Повторяются правила работы в группе. Разъясняется работа с карточкой оценивания. (2 мин) Задание № 1 Работа в парах. Продолжи мысль «Рабы в древнеримском обществе…». Учащиеся записывают на стикерах свои мыли (3-5 слов), обмениваются записями, комментируют друг друга и заполняют «Корзину идей». (2 мин) - Как вы оцениваете свои знания о рабстве? -Сегодня на уроке мы узнаем о положении рабов в Древнем Риме, о Спартаке и самом важном в жизни человека – его свободе. |
Рисунок «градусник» помещен на доску (верхнее значение «+5» и «нижнее» «-5»). Три иллюстрации (шлем, щит, меч) разрезаны на 5 частей. Учащиеся складывают детали в целое и, т.о., формируются группы по 5 человек
Рисунок «Гладиатор» на столе каждой группы Метод «Вопрос-ответ» Стикеры. Прием «Корзина идей» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Середина урока 24 мин |
Изучение новой темы: Задание № 2 Групповая работа I группа «Историки» (6 мин) Напишите мини – эссе на тему «Герой нашего времени: Спартак или Крикс» Цель: 1. Прочитать текст 2. Ответить на вопрос: На чьей стороне вы бы хотели быть? 3. Объяснить, почему вы выбрали данную позицию. 3. Представить два аргумента. 4. Обратиться к будущему поколению со словами. Дескрипторы:
Задание № 2 Групповая работа II группа «Знатоки» (6 мин) Составить рассказ из 5 предложений об источниках рабства в Древнем Риме. Цель: 1.Рассмотреть схему «Источники рабства в Древнем Риме» 2.Рассмотреть рисунок «Рабство в римском обществе» (с. 94) 3. Описать труд и положение рабов, используя выражение «раб – не человек, а вещь». 4. Привести пример. 5. Рассказ начать так «Однажды мы приехали в Рим и оказались…» Дескрипторы: 1.Рассматривают схему, рисунок. 2. Описывают событие. 3. Приводят пример. 4. Делают вывод.
Задание № 2 Групповая работа III группа «Исследователи» Заполнить таблицу «Причины восстания Спартака» (6 мин) Цель: 1. Прочитать текст. 2. Подчеркнуть 4 причины восстания. 3. Записать 4 причины восстания Спартака в Древнем Риме. Дескрипторы: 1.Читают текст. 2.Подчеркивают причины. 3. Выписывают. Эксперты (три наиболее сильных учащихся) оценивают работу каждой группы. Прием «Большой палец» (2 мин на группу- 6 мин) Физминутка «Қара жорға» (2 мин) Задание № 3 «Разговорим карту» Групповая работа (5 мин) Каждой группе дается контурная карта, на которой учащиеся, обсуждая, помечают место начала восстания, походы восставших и поражение Спартака. Группы меняются картосхемами, проверяют работы по интерактивной доске (размещен правильный вариант) и оценщик оценивает работу группы. Дескрипторы: 1. Рассматривают картосхему 2. Наносят место начала и поражения восстания, его ход. 3. Обмениваются картосхемами. 4.Подводят итоги. ФО «Три хлопка» Задание № 4 Игра «Да-нет-ка» о причинах поражения восстания Спартака (5мин) 1. Верите ли Вы, что рабы по всей Италии бежали к Спартаку? 2. Верите ли Вы, что против Спартака была направлена армия консула Помпея?– не верно (двух консулов Помпея и Красса). 3. Верите ли Вы, что восставшие гладиаторы оказались в ловушке? 4. Верите ли Вы, что сподвижник Спартака – Крикс? 5. Верите ли Вы, что свобода не самое важное для человека (не верно)? Дескрипторы: 1. Читают текст. 2. Обсуждают в группе. 3. Перечисляют причины поражения восстания. |
Текст учебника. Раздаточный материал. Источники рабства в Древнем Риме (схема)
Исторический документ. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212. «Причины восстания Спартака»
Прием «Большой палец» Контурная карта, простой карандаш, цветные карандаши. Интерактивная доска «Восстание Спартака» (картосхема)
Форма оценивания картосхемы: - правильный ответ - есть недочеты
- есть над чем поработать Лист взаимоконтроля игры «Да-нет-ки»
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Конец урока 8 мин |
Возвращаемся к целям урока и заполняем таблицу «Отметьте «+» или «-»
Заслушиваются два – три ученика по желанию с комментариями поитогам заполнения таблицы. Рефлексия На стикерах – «ладонях» записывают свое мнение по поводу урока. Заполняют оценочный лист друг друга (оценивание согруппником), суммируя количество баллов. Подводят итог работы друг друга. М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?(на «градуснике» в начале урока и в конце урока) У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние? Что я сделал для своего здоровья? Учитель анализирует, как изменилось настроение обучающихся. Трудности, возникшие при работе. |
Раздаточный материал Взаимооценка «Ладони» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Дифференциация – как вы планируете оказывать поддержку? Какие условия Вы создаете для наиболее способных учащихся? |
Оценивание – как вы планируете оценивать обучение учащихся? |
Охрана здоровья и соблюдение техники безопасности |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Карточка оценки по четким критериям Формативное оценивание «Три хлопка» Отработка заданий группы по карточкам Работа с картой Заполнение таблицы Оценивание индивидуальной, парной и групповой работы Оценивание проводится на каждом этапе работы. Взаимооценивание «Большой палец», «Ладони» Оценивание активных методов обучения Самоценивание «Градусник» |
Использование здоровье сберегающих технологий Физминутка Правила работы в группах, парах |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 1
Задание №1 для I группы «Историки»
Напишите мине - эссе:«Как изменилось быхозяйство в ДревнемРиме в случае победы восстания Спартака?»
«Теперь ябуду говорить, какимиорудиями труда обрабатываются поля.Эти орудия бывают трех видов: говорящие - рабы, мычащие - быки, немые - повозки, лопаты,плуги». Марк Теренций Варрон
«Одни орудия являются одушевлёнными, другие– неодушевлёнными. Раб есть одушевлённаясобственность и наиболеесовершенное из всехорудий». Аристотель
Приложение 2
Задание №1 III группе «Исследователи»
Прочитайте документ «Плутарх. Марк Красе» подчеркните и выпишите не менее четырех причин восстания.
Исторический документ. Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.
«...Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родомгаллы и фракийцы,попавшие в школуне за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом,все же успелиубежать, запасшись захваченнымигде-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой городгладиаторское снаряжение, расхитилигруз и вооружились.Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них былСпартак, по своемупроисхождению из кочевыхплемен Фракии. Человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином,чем человеком своегоплемени. Рассказывают, чтооднажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвиласьзмея. Жена Спартака,его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной емувеликой и грознойвласти, которая приведетего к злополучному концу.Она и теперьбыла с ним,сопровождая его вбегстве...» Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1-987.— С. 211—212.