Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и предметов. Память, мышление, речь, воображение и другие познавательные процессы развиваются по средствам образов восприятия, и являются, таким образом, результатом их переработки. Для полноценного и продуктивного развития познавательных процессов и интеллектуального развития в последнее время в образовательной деятельности отдельным разделом представлено сенсорное развитие.
Многие выдающиеся педагоги, такие как М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель хорошо понимали и предавали должное значение своевременного и качественного сенсорного развития детей дошкольного возраста, создавая большое количество разнообразных игр и упражнений, направленные на совершенствование слуха, зрения, осязания. Вопросы о проблемах сенсорного развития детей дошкольного возраста были хорошо рассмотрены и изучены Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усовой и другими.
Если для ребенка не будут созданы благоприятные условия для развития познавательных процессов, то будут наблюдаться задержки как в интеллектуальном, так и в психическом развитии.
Главная задача сенсорного развития научить точно, полно и отчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства, значения и предназначение (по цвету, форме, величине, высоте, звуку и т. п.).
Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.
Развитие сенсорных эталонов это очень длительный и сложный процесс, и его развитие происходит ни только в дошкольном детстве.
Полноценная сформированость сенсорных эталонов это не значит научиться дошкольника правильно называть объект и его свойства, это умение четко представлять разновидности каждого свойства и, самое главное, правильно уметь пользоваться этими представлениями в различных ситуациях.
Для развития сенсорных эталонов существуют достаточно большое количество разнообразных игр и упражнений, которые помогут наиболее продуктивно и доступно развить все познавательные процессы.
Очень большое количество дидактических игр и упражнений можно изготовить самостоятельно используя при этом предметы быта и при помощи современной техники.
Достаточно много игр направленных на развитие мелкой моторики, воображения и мышления можно провести с использованием цветных прищепок, соотношение цветов, использование данного предмета вместо иголок для ежа, лучики для солнца, дождик у тучки, иголки у елки и т.д.
Также очень увлекательна и интересна для детей игра с использованием цветных (крашенных с помощью гуаши) макарон, их можно использовать для различия цветов, собирание бус, нанизывание на палочку.
Сортировку по цвета, форме и величине, модно заменить и другими предметами. бусинами, камешками, цветными крышками, фасолью, ракушками, шишками.
Достаточно большой интерес вызывают игры у детей с цветными резинками, их можно использовать для заданий надевание резинки соответствующего цвета на цветной столбик, палочку.
Фаворитами всех сенсорных игр, у детей любого возраста являются игры с манкой, мукой либо песком, в ходе данной игры мы можем пересыпать, материал, прятать в нем различные предметы, а затем находить их, рисовать различные картинки на поверхности.
Также большое значение важно уделить играм шнуровкам, застегивание расстегивание замков, пуговиц, закручивание, раскручивание крышек в этом случае мы развиваем ни только мелкую моторику, но и большое значение придается развитию, внимания, памяти мышлению и воображению.
Самое главное что бы все игры, сделанные своими руками, были выполнены, эстетически, ярко и привлекательно для вызывания большого интереса у детей.