Я работаю над темой самообразования «Развитие речи детей в различных видах деятельности дошкольного возраста».
В настоящее время в связи с вступлением государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста. В последнее время дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. В основном дети заняты компьютером и телевизором. Речь детей плохо развита. Они не умеют вести диалог, составлять рассказы, плохо пересказывают. Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативной и эмоционально-волевой. Речь ребенка является ключевым моментом в его развитии. Этим и обусловлен выбор моей темы. Успехи воспитанников в связной речи обеспечивают в будущем и в большей мере определяют успех при поступлении в школу, способствует формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. Мне как педагогу это очень важно. Ведь работа по развитию речи – это умение выбирать нужные слова и правильно употреблять их в речи, строить предложения и связную речь.
В своей работе я использую игры для развития речи: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». Казахские национальные игры: «Бірге үйренейік»: «Чудесный мешочек» «Чего не стало?» Күз осень» «Какая кукла?» «Көкөністер-жемістер».
Провожу развивающие игры на внимание «Кто где живёт», памяти «Опиши предмет», развитие речи по лексике «Шаги», по звуковой культуре речи «Кто здесь живёт?». Провожу проблемные ситуации повествовательного характера «Игрушки», «Рассказы для Степашки». Проговариваю и разучиваю с детьми чистоговорки, скороговорки по плану звуковой культуры речи. Провожу беседы, на рассматривание картинок с последовательно развивающимся действием. Занимаемся описанием игрушек, животных, мебели по схемам.
Занимаемся проведением проблемных ситуаций по составлению описательного рассказа «Любимая кукла». Проведением театрализованных игр: «Теремок», «Репка», «Болтливая утка» т.д. Проведением артикуляционной гимнастики. игр: «Подумай и скажи», «Кто летит в самолёте», «Слышишь ли ты звук». Занимаемся подготовкой детей к выступлению на праздниках «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Матери», «Новый года», «Наурыз». Разучиваем стихотворения, песни.