Предмет «Сольфеджио» является практической дисциплиной, и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их дальнейшей музыкальной деятельности.
Цель предмета - всестороннее развитие музыкального слуха.
Комплексный подход к обучению на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, и воспитание эстетического вкуса.
Проблема заключается в том, что в школу приходят дети с разной степенью музыкальности, т.е. с разным музыкальным слухом. Одни дети с хорошим мелодическим слухом, обладают голосом, другие кое-как поют на двух - трех звуках. Таким образом, перед преподавателем сольфеджио возникает нелегкая задача развить музыкальный слух любого ребенка, пришедшего в музыкальную школу. Отсюда возникает необходимость систематизировать успешные приемы и методы работы на уроке сольфеджио в первом классе, направленные на развитие слуха.
С первых уроков необходимо ввести учеников в круг музыкальных понятий и элементов музыкального языка путем слушания музыки, пения и ритмики. Лучше подкреплять всю терминологию слуховыми впечатлениями, осознанно «наталкивая» учащихся на выводы. Опытным путем – анализируя и сравнивая, дети сами дают формулировку, лучше запоминают термин, учатся логически мыслить. Определение, которое дается после слухового восприятия и осмысления явления приобретают полную силу воздействия на учащихся. Каждый, кто занимается музыкой, должен знать теорию музыки, должен слышать все то, что знает, должен уметь применять на практике все то, что знает, и слышит. Методический принцип триединства может быть выражен так: ЗНАТЬ +СЛЫШАТЬ+ДЕЙСТВОВАТЬ (т.е. играть, петь, сочинять, анализировать на слух, писать диктанты).
Широко используется методический принцип сравнения – он ускоряет развитие музыкальных способностей. При этом музыкальный материал усваивается прочнее и быстрее. К примеру, обязательно сравниваются лады- мажор и минор, двух, и трехдольный пульс, звучание пятиступенного звукоряда в мажоре и миноре, виды движения мелодии поступенное , или скачком.…
Основным принципом преподавания нужно сделать принцип «от простого к сложному», и принцип повторения. Повторять необходимо все- все пройденные темы. Повторяясь из урока в урок, из года в год, понятия и термины дополняются, усложняются, «обрастая» новыми нюансами, новыми способами их применения.